Пограммы элективных курсов.Физика. 9-11классы./ сост. Коровин В.А.// Серия: Элективные курсы./ – М.: Дрофа, 2006
.RU

Пограммы элективных курсов.Физика. 9-11классы./ сост. Коровин В.А.// Серия: Элективные курсы./ – М.: Дрофа, 2006


^ Пограммы элективных курсов.Физика. 9-11классы./ сост. Коровин В.А.// Серия: Элективные курсы./ – М.: Дрофа, 2006.

  • Пурышева Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе. -М.: Прометей,1993.

  • Сборник нормативных документов. Физика. [Текст] / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

  • Совершенствование преподавания физики в средней школе социалистических стран /Под ред. В.Г.Разумовского. -М.:Просве-щение,1985.

  • Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева,  Н.Е. Важевская и др.; Под ред. С.Е. Каменецккого и  Н.С. Пурышевой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 368с.

  • Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева,  Н.Е. Важевская и др.; Под ред. С.Е. Каменецккого и  Н.С. Пурышевой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 384с.

  • Элективные курсы в предпрофильной подготовке: естественнонаучное, математическое и технологическое образование: Методическое пособие/Под ред. И.Ю. Алексашиной. - ССб.: СПбППО, 2006.



    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

    1. Орлов В.А. Равновесная и неравновесная термодинамика. Элективный курс: Учебное пособие/ В.А. Орлов, Г.Г. Никифоров. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 120 с.

    2. Орлов, В.А. Плазма – четвертое состояние вещества. Элективный курс: Учебное пособие/ В.А. Орлов, С.В. Дорожкин – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 144с.

    3. Орлов, В.А. Плазма – четвертое состояние вещества. Элективный курс: методическое пособие/ В.А. Орлов, – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 143 с.

    4. Пурышева Н.С. Фундаментальные экспериментальные в физической науке. Элективный курс: Учебное пособие/ Н.С. Пурышева, Н.В. Шаронова, Д.А. Исаев. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 159 с.

    5. Пурышева Н.С. Фундаментальные эксперименты в физической науке. Элективный курс : методическое пособие/ Н.С. Пурышева, Н.В. Шаронова, Д.А. Исаев. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 100 с.

    6. Разумовская, И.В. Нанотехнология. 11 класс: учебное пособие/ И.В. Разумовская. – М.: Дрофа, 2009. – 222, [2] с. – (Элективные курсы).

    7. Сорокин А.В. Физика. Наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: учебное пособие/ А. В. Сорокин, Н. Г. Торгашина, Е. А. Ходос, А. С. Чиганов. Серия: Элективный курс. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006 г. – 199с.

    8. Сорокин, А.В. Физика. Наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: методическое пособие/ А. В. Сорокин, Н. Г. Торгашина, Е. А. Ходос, А. С. Чиганов. Серия: Элективный курс. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006 г. - 176 с.



    7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

    • оборудованные аудитории (обычное);

    • технические средства обучения (персональный компьютер, проектор, интерактивная доска),

    • наглядные пособия (цифровые образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы);


    8. Содержание текущего и итогового контроля

    8.1. Текущий контроль.

    Формы контроля: выполнение текущих заданий


    8.2.Итоговый контроль.

    Формы контроля: реферат, программа элективного курса

    Содержание контрольного мероприятия:

    Темы рефератов:

    1. Элективные курсы по физике в основной школе как компонент предпрофильной подготовки учащихся.

    2. Элективные курсы по физике в средней (полной) школе как форма внешней дифференциации.

    3. Элективные курсы по физике экспериментального характера.

    4. Элективные курсы по физике теоретического характера.

    5. История развития элективных курсов по физике в системе российского и зарубежного образования.

    6. Проблемы создания системы естественнонаучных элективных курсов в образовательном учреждении.

    7. Система естественнонаучных элективных курсов как средство построения индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов.

    8. Классификация элективных курсов в системе профильного обучения и предпрофильной подготовки.


    ^ 4. Материалы к лекциям и практическим занятиям

    1. Материалы к лекциям и практическим занятиям

    Тема 1. Образовательная среда школьного кабинета физики

    Успех стратегии в области образования России, в настоящее время, связан с поиском способов и путей, направленных на воспитание интеллектуального потенциала России, от которого зависит ее мощь и процветание. Образовательная политика России ориентирована сегодня на формирование личностно-ориентированной образовательной среды, способной представить обучаемому свободу выбора направленности обучения, со всеми достоинствами самоопределения. Одна из особенностей образовательной среды — организация взаимодействующего обучения, обеспечивающего изменение традиционной роли обучающего и обучаемых, что требует организации принципиально новых условий обучения и как следствие принципиально новой материально-технической базы обучения.

    В обобщенном понимании, образовательная среда — это совокупность окружающих человека материальных и духовных условий необходимых для осуществления образовательной деятельности.

    Любая дидактическая система, включает четыре компонента:

    - цели обучения;

    - содержание обучения;

    - технологию обучения;

    - условия обучения.

    Мы будем говорить здесь об условиях обучения, а точнее материальных условиях обучения, которые являются основой для создания современной образовательной среды, в частности образовательной среды по физике. Материальные условия обучения формируются на фундаменте материально-технической базы образовательной среды.

    Материально-техническую базу образовательной среды составляет совокупность материально-технических средств, на основе которых формируется образовательная среда, отвечающая целям и задачам обучения.

    Основой для формирования образовательной среды необходимой для обучения физике в школе является материально-техническая база (МТБ) школьного кабинета физики — совокупность материально-технических средств, на основе которых формируется образовательная среда, отвечающая образовательным, развивающим и воспитательным целям учебного процесса по физике в общеобразовательной школе.

    В состав МТБ кабинета физики входят: помещения, включая классные аудитории, лаборатории физических практикумов, препараторские, специальные помещения для хранения и профилактического обслуживания средств обучения, специальные системы кабинета: система водоснабжения, система электроснабжения, система освещения, система затемнения, системы пожарной и охранной сигнализаций; средства гигиены и охраны труда педагога и обучаемых; средства научной организации педагогического труда; учебная специализированная мебель; и т.п., а также средства обучения.

    Средства обучения — это материальные объекты, носители учебной информации предметы естественной природы или искусственно созданные человеком и используемые обучающими и обучаемыми в образовательном процессе в качестве инструмента деятельности.

    В состав учебно-методических средств входят: учебники, учебные

    пособия, дидактические средства индивидуального назначения (печатные и электронные раздаточные материалы), методические пособия и т.п.

    Более узким понятием, чем МТБ является понятие УМБ — учебно-материальная база кабинета физики. В ее состав входят: средства обучения и специальное оборудование необходимое для эксплуатации, хранения и профилактического обслуживания этих средств: специализированная учебная мебель, оргтехника, приспособления для демонстрации средств обучения, инструменты и материалы для ремонта средств обучения, средства охраны труда, специальные инструментальные компьютерные программы и т.п.

    На данном этапе развития российского образования одной из наиболее значимых является проблема обновления и стандартизация материально-технической базы образовательной среды. Связано это с тем, что современная российская педагогическая практика характеризуется небывалым разнообразием типов и видов образовательных учреждений, разноуровневыми процессами обучения, вариативностью учебных планов и программ.

    Для сохранения единого образовательного пространства России стремятся упорядочить проходящую в системе образования вариатизацию путем создания системы требований к содержанию образования, реализованных в виде Государственных образовательных стандартов, что предполагает одновременно и разработку нормативной поддержки материально-технической базы образовательной среды.

    Необходимость создания таких, нормативов определена ситуацией, сложившейся в настоящее время в области создания средств обучения.

    Рыночная экономика и демократизация образования открыли широкие возможности для участия в создании средств обучения предприятиям производителям различного типа и различных форм собственности, от малых частных и муниципальных до государственных и акционерных обществ.

    Отсутствие единых требований к составу и качеству средств учебного назначения, создаваемых для разнообразных учреждений с различными уровнями производства может привести к том что в образовательные учреждения станет проникать продукция, не отвечающая требованиям современного учебно-воспитательного процесса.

    Упорядочение процесса формирования современной материально-технической базы образовательной среды, четкая ориентация производителей на создание оптимальных по составу и качеству средств обучения, отвечающих требованиям Государственных образовательных стандартов — один из основных этапов в решении вопроса создании единого образовательного пространства России.

    Следует отметить, что существующая ранее в России (в период советской власти) система планового обеспечения учебных заведений материально-техническими средствами «рухнула». В той же системе разрабатывались требования к оснащению образовательных учреждений, организовывалось производство средств обучения.

    В новых условиях хозяйствования возникла острая необходимость в пересмотре традиционных и создании НОВЫХ эффективных способов формирования материально-технической базы образовательной среды, удовлетворяющей появившемуся многообразию типов и форм образовательных учреждений России.

    Как уже отмечено выше, одна из основных задач, решаемых при создании современной материально-технической базы образовательной среды, состоит в формировании условий взаимодействующего обучения, адекватных индивидуальным потребностям обучающихся, способствующих эффективному усвоению учебной информации на основе средств обучения, активизирующих познавательную деятельность обучаемых.

    Материально-техническая база образовательной среды — это система, в состав которой входит совокупность взаимосвязанных и обладающих интегративным качеством материальных компонентов, объединенных в целое общим назначением — создать оптимально благоприятные условия для обучения и всестороннего развития обучаемых.

    Для того, чтобы материально-техническая база образовательной среды выполняла свои функции, она должна обладать необходимым качеством, т.е. совокупностью, единством и целостностью свойств, обусловливающих ее способность удовлетворять потребности учебно-воспитательного процесса.

    Процесс формирования материально-технической базы образовательной среды предусматривает знание требований к качеству, т.е. определение тех свойств отдельных компонентов материально-технической базы, которые обеспечивают успешное выполнение заданных функций.

    Применительно к материально-технической базе необходимой для обучения физике в общеобразовательной школе это следующие показатели:

    - дидактическое назначение;

    - возрастные особенности;

    - надежность;

    - эргономичность;

    - эстетичность;

    - экологичность;

    - безопасность

    Настоящий период развития дидактики физики обусловлен обострением между лавинообразно нарастающим объемом знаний в областях физической науки и сокращением времени на ее освоение в учебных планах общеобразовательной школы. Преодолению возникшего противоречия может способствовать повышение эффективности образовательной среды, построенной на базе современных средств обучения физике.

    Повышение эффективности образовательной среды и применения средств обучения физике базируется на идеологии смысл которой в том, что:

    - в учебном процессе учащиеся имеют реальные возможности не только генерировать и развивать но и экспериментально испытывать физические идеи и решения;

    - у учащихся формируются потребности восприятия новых

    понятий, вырабатываются навыки применения анализа и синтеза в

    разумном сочетании;

    - учащимся предоставляются возможности накапливать опыт коллективной работы над реальными проектами при прямой личной ответственности каждого учащегося за конкретные аспекты общей учебно-исследовательской работы.

    Физика — экспериментальная наука. Вследствие этого обучение физике опирается в первую очередь на экспериментальный метод, согласно которому в процессе обучения необходимо преподавателю проводить демонстрационные опыты, учащимся выполнять экспериментальные лабораторные работы. Для успешной реализации экспериментального метода обучения необходима специальная образовательная среда, которая создается в школьном кабинете физики.

    Школьный кабинет физики – это учебно-воспитательное подразделение общеобразовательной школы, оснащенное комплектом учебного оборудования, учебно-наглядных пособий, учебно-методической литературы, техническими средствами обучения, вычислительной техникой, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, урочных, внеурочных, элективных и факультативных занятий по курсу физики.

    Хорошо оборудованный кабинет физики является необходимым условием для решения образовательных, воспитательных задач и задач развития учащихся, сформулированных в государственных стандартах и в программах по физике для общеобразовательной школы, а также в программах внеклассных, элективных и факультативных занятий по курсу физики.

    Кабинет физики должен быть выполнен как гигиенически, эргономически, эстетически и психологически комфортная образовательная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и воспитанию учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по физике и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда обучающего и обучаемых.

    Образовательная среда кабинета физики должна обеспечить взаимодействие (сотрудничество) между обучающим и обучаемыми, необходимое для осуществления учебно-воспитательного процесса.

    Образовательная среда кабинета физики должна служить:

    • формированию у учащихся научных знаний (экспериментальных фактов, понятий, законов, теорий, методов физической

    • наука, современной научной картины мира);

    • раскрытию неисчерпаемости и единства в строении материи;

    • утверждению роли практики в познании;

    • ознакомлению учащихся с главными направлениями технического прогресса;

    • формированию умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

    • выработке экспериментальных умений: пользования приборами и инструментами, обработки результатов измерений с использованием современной техники, соблюдения правил техники безопасности;

    • развитию познавательного интереса к физике и технике, творческих способностей.

    Создать эффективную образовательную среду в кабинете физика — очень важная проблема для педагога, но создание образовательной среды — это еще не все. Структура образовательной среды должна быть продумана так, чтобы представлялась возможность дальнейшего правильного и постепенного ее развития.

    Выделяют два аспекта влияния образовательной среды кабинета физики на эффективность и качество учебного процесса — экстенсивный и интенсивный.

    Экстенсивный аспект развития образовательной среды кабинета физики заключается в приобретении оборудования, накоплении приборов, вычислительной техники, технических средств обучения и т.п. которые не всегда используются на должном уровне для совершенствования учебного процесса. При этом учебно-материальная база образовательной среды не пополняется новыми учебно-методическими материалами и самодельным оборудованием, Однако следует отметить, что наличие оснащения образовательной среды кабинета физики на уровне современных требований опосредованно влияет на совершенствование профессионально мастерства педагога-физика, в частности такого важного компонента обучения предмету, как методика физического эксперимента.

    Интенсивный аспект развития образовательной среды кабинета физики характеризуется тем, что деятельность педагога направляется на изыскание путей и способов использования имеющихся в наличии средств обучения. При этом совершенствуется педагогическое мастерство, появляется стимул для совершенствования средств обучения, используется собственный потенциал и умения учащихся для создания дополнительного самодельного оборудования.

    Учет единства интенсивного и экстенсивного аспектов развития образовательной среды предметного кабинета способствует совершенствованию учебного процесса по физике в общеобразоватьной школе.

    Преподавателю физики приходится в течение года показывать учащимся большое количество демонстрационных опытов из всех разделов курса физики, проводить много фронтальных лабораторных работ, организовывать несколько лабораторных практикумов.

    С этой целью преподавателю приходится постоянно иметь дело с учебным оборудованием, количество которого в кабинете физики довольно велико и в некоторых кабинетах может достигать порядка тысячи единиц,

    Если всё учебное оборудование не подчинить строгой системе хранения, содержания в исправности, перемещения из препараторской в классную аудиторию, подготовки к занятиям, своевременной и быстрой уборки, то преподаватель будет испытывать большие затруднения в организации учебного эксперимента и ему не хватит времени для подготовки к проведению опытов и лабораторных работ. Только при стройной научной организации образовательной среды и педагогического труда, в ней, у преподавателя физики останется время для совершенствования процесса обучения. Качество его деятельности заметно возрастет.

    Структура образовательной среды кабинета физики определяется содержанием курса физики, наполняемостью классов, числом параллельных классов в школе; применяемыми формами занятий, тесно связанными с учебным физическим экспериментом: демонстрационным, фронтальным лабораторным, физическим практикумом. Имеет большое значение тематика кружковых занятий, элективных и факультативных курсов.

    Предметный кабинет — это помещение в школьном здании, оборудованное в соответствии с целями и задачами изучения данного учебного предмета и специфики учебной деятельности учителя и учащихся.

    Основными условиями оптимальной организации кабинетной системы являются: четкое соблюдение предметной специализации учебных кабинетов, учет возрастных особенностей учащихся, совершенствование организационно-педагогических условий труда.

    В зависимости от условий работы общеобразовательной школы возможны следующие варианты организации предметных кабинетов:

    - специализированные предметные кабинеты по одному предмету для отдельных параллелей и групп классов;

    - специализированные предметные кабинеты, но с проведением в них нескольких занятий по другим предметам;

    - интегрированные кабинеты, оборудование которых предназначено для проведения занятий по двум и более родственным предметам.

    При оборудовании предметных кабинетов необходимо учитывать не только педагогические требования, но и эргономический подход, учитывающий особенности деятельности учителя и учащихся при изучении конкретного учебного предмета. В соответствии с этими требованиями необходимо; оптимально организовать рабочие места учителя и учащихся; обеспечить возможность всех функциональных действий во время урока; создать благоприятные условия для учебного процесса по предмету е помощью применения разнообразных методов и приемов; предусмотреть оптимальные условия для рационального использования средств обучения; обеспечить надежность и долговечность используемого оборудования; добиться рационального использования учебной площади кабинета.

    Разумеется, обязательно должны учитываться и соблюдаться эстетические требования (интерьер кабинета, дизайн приборов).

    На основе дидактических и эргономических требований к организации предметных кабинетов сформулированы, перечисленные ниже требования к оборудованию современного предметного кабинета в общеобразовательной школе:

    - оборудование предметного кабинета должно полностью соответствовать содержанию образования и технологиям обучения;

    - все приборы, предназначенные для общих установок, должны соответствовать друг другу и специальному оборудованию помещения; необходимо рациональное сочетание всех элементов оборудования с учетом возможных связей и зависимостей между ними;

    - кабинет должен оснащаться минимальным количеством оборудования, позволяющим получить максимальный педагогический эффект;

    - оборудование предметного кабинета должно отвечать конкретным условиям работы в школе, ее территориальному местоположению и материальным возможностям. То есть необходимо учитывать число параллельных классов, контингент учащихся, местные производственные предприятия, удаление от районных центров, сложившиеся традиции в работе учителей предметников по использованию приборов и учебно-наглядных пособий и т.п.

    - оборудование кабинета должно полностью отвечать требованиям санитарной гигиены и техники безопасности.

    В этой связи ведущими специалистами в области теории создания и применения средств обучения физике разработала Педагогическая концепция модернизации материально-технической базы образовательной среды по физике.

    В Концепции определены особенности формирования материально-технической базы образовательной среды по физике и построена дидактическая модель современного учебно-технического комплекса, обеспечивающего реализацию развивающего личностно-ориентированного обучения и научную организацию педагогического труда, в условиях информационного общества.

    Стержнем концепции является блочно-модульная модель современного учебно-технического комплекса (УТК) по физике, применение которого обеспечивает плавный переход от традиционных методов организации учебно-воспитательного процесса к применению самых современных технических средств организации учебной деятельности по физике в общеобразовательной школе.

    Концепция ориентирована на материально-техническое перевооружение кабинетов физики общеобразовательных учебных заведений, в условиях развивающегося информационного общества и рыночной экономики.

    Рассматривая социально-педагогические аспекты внедрения со ременной материально-технической базы в образовании, можно отметить: быстрые темпы развития современных учебно-технических средств приводят к тому, что педагогическое общество не успевает к ним приспособиться, а иногда и отторгает непривычные методы и технологии.

    Причина кроется в том, что зачастую при проектировании новых материально-технических систем, предназначенных для сферы образования, упор делается на решение сугубо формальных задач, а не новых проблем организации и оптимизации учебно-воспитательного процесса, как правило, сложных и емких, решение которых не под силу традиционными средствами. Этот подход в нашей стране до сих пор остается без изменений. Вместо того, чтобы изучить реальные материально-технические потребности современного образования и на этой основе планировать производство и внедрение средств обучения, сначала производится массовое пополнение образовательных учреждений учебной техникой, а затем начинается педагогико-эргономическая проработка решений.

    К дидактическим принципам, обеспечивающим высокую эффективность обучения в кабинете физики относятся: принцип связи обучения с жизнью, принцип научности, принцип доступности, принцип систематичности, принцип преемственности, принцип наглядности, принцип мотивационной стимуляции, принцип педагогической технологичности.

    Современные средства кабинета физики должны и могут приобщать обучаемых к самостоятельному добыванию знаний в процессе сообщения новых фактов и сведений. Путей решения задачи может быть несколько.

    Видео, компьютер, телевидение могут показать пути научных открытий, историю их поиска. Однако педагогический эффект будет достигнут лишь тогда, когда история науки показана как борьба идей. Главное достоинство таких дидактических информационных средств в том, что они делают мысль обучаемого активной, учат не только и не столько собирать факты, сколько анализировать их. Современные средства обучения формируют навыки наблюдения. Роль умения наблюдать в человеческой деятельности резко возрастает. Всякое наблюдение есть начало анализа, абстрагирования, отбора фактов для определения их сущности.

    Однако способность к наблюдению есть результат научения, определенного отношения к порученному заданию и его осознанию.

    Современные средства кабинета физики обычно предусматривают возможность формирования у учащихся качества наблюдателя: они содержат мотив или установку, определяющую цель наблюдения, затем, выделяя главное, обеспечивают избирательность наблюдения; наконец, истолковывают результат наблюдения. В итоге желательно, чтобы средства обучения предусматривали и задания для самостоятельных наблюдений и последующих выводов. Такие задания не должны быть сложными, но должны требовать догадки, восстановления у учащихся уже известных фактов.

    Для формирования навыка наблюдения физических явлений, конечно, особенно удобны диафильмы, диапозитивы, транспаранты, эпиобъекты. Они дают возможность обучаемым для самостоятельного наблюдения без вмешательства диктора.



    osennee-nebo-pasmurno-vozduh-pronizan-sirostyu-holodnij-veter-usilivaet-rezkuyu-svezhest-rannego-utra-unilo-cherneet-golimi-vetvyami-poteryavshaya-listya-tavol.html
    osennie-volnodumci-sorok-dnej.html
    osennyaya-doroga-v-bagrovo-detskie-godi-bagrova-vnuka.html
    osetinskaya-intelligenciya-v-epohu-poreformennoj-modernizacii-vtoraya-pol-h1h-nachalo-hh-vv.html
    osetiya-alaniya-1-3-sentyabrya-2004-goda-moskva-2006-stranica-3.html
    osetiya-konca-xviii-nachala-xx-v-opit-istoricheskogo-vzaimodejstviya-tradicionnogo-i-gosudarstvenno-administrativnogo-upravleniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/la-restitution-aprs-les-destructions-lourdesvosstanovlenie-diska-posle-tyazhelih-razrushenij.html
  • education.bystrickaya.ru/24-ohrana-okruzhayushej-sredi-i-prirodnie-resursi-analiticheskij-doklad.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/muzej-muzika-deti-zurab-chavchavadze-blagotvoritelnost-stala-dlya-nas-obichnim-delom-30.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekologicheskaya-harakteristika-populyacii.html
  • spur.bystrickaya.ru/kotorie-perevozili-i-kormili-armiyu-dvinulis-s-zapada-na-vostok-k-granicam-stranica-9.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vrachebno-pedagogicheskoe-nablyudenie-za-yunimi-sportsmenami-uchebnaya-programma-kursa-perepodgotovki-soglasovano-direktor.html
  • composition.bystrickaya.ru/pdk-mgkg-konspekt-lekcij-sostavitel-k-t-n-professor-marshalkovich-a-s-moskv-a-2-0-0-9.html
  • control.bystrickaya.ru/chuvashavtotrans-stranica-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-mirovaya-imperiya-sergej-nefedov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistema-dokazivaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-6-instrukciya-po-snizheniyu-tehnologicheskogo-rashoda-elektricheskoj-energii-na-peredachu-po-elektricheskim.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skazka-i-zhitie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dejstvuyushie-lica-vera-40-let-leonid-40-let.html
  • reading.bystrickaya.ru/kollekciya-fotografij-dokumentalnogo-fonda-gosudarstvennogo-centralnogo-muzeya-sovremennoj-istorii-rossii-kak-istochnik-po-istorii-povsednevnosti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mironchik-e-a-sivaev-a-a-nauchnij-kand-tehn-nauk-doc-mironchik-a-f.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverzhdeni-na-zasedanii-kafedri-ekonomicheskoj-teorii-ekonomicheskogo-fakulteta-spbgu-13042011-g-protokol-11-i.html
  • crib.bystrickaya.ru/intensifikaciya-obrazovaniya-v-vuze-model-proektivnogo-obucheniya-e-n-petrovskaya-glavnaya-redakciya-vestnika.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologiya-lichnosti-kurs-lekcij-v-2-h-ch-ch2-sv-talajko.html
  • thesis.bystrickaya.ru/privet-kamchadali-vot-nebolshoj-perechen-vozmozhno-postavlyaemogo-oborudovaniya-ceni-ukazani-bez-dostavki-ceni-sootvetstvenno-v-moskve-no-dumayu-pri-opredelyonn-stranica-6.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/poeziya-i-proza.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-vosproizvedeniyu-sposobnostej-riel-pipl-press-stranica-11.html
  • bystrickaya.ru/vihovannya-u-sm-yak-pershoosnova-rozvitku-ditini-yak-osobistost-chast-10.html
  • lesson.bystrickaya.ru/psihologiya-doprosa-podozrevaemogo.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sistemi-uvlazhneniya-vozduha-interfog-systems.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svyazannie-tablici-rukovodstvo-polzovatelya-rukovodstvo-i-spravochnik.html
  • klass.bystrickaya.ru/artur-avalon-stranica-13.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-specialnost-170500-mashini-i-apparati-himicheskih-proizvodstv-napravlenie-655400-energo-i-resursosberegayushie-processi-v-himicheskoj-tehnologii-neftehimii-biotehnologii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-nacionalnaya-nanotehnologicheskaya-set-vi-osnovnie-instrumenti-realizacii-programmi.html
  • desk.bystrickaya.ru/pismennaya-slovesnost-chast-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sankt-peterburgskaya-tamozhnya-spravochnik-sankt-peterburg.html
  • essay.bystrickaya.ru/effektivnost-terapevticheskogo-i-hirurgicheskogo-lecheniya-vtorichnogo-giperparatireoza-u-pacientov-poluchayushih-zamestitelnuyu-pochechnuyu-terapiyu-programmnim-gemodializom-14-01-02-endokrinologiya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravoohranitelnaya-deyatelnost-notariata.html
  • teacher.bystrickaya.ru/ezhegodnij-doklad-prezidentu-rf-stranica-8.html
  • student.bystrickaya.ru/2literatura-izdannaya-v-drugih-izdatelstvah-v-2005-g-spravka-o-rezultatah-izdatelskoj-deyatelnosti-ngpu-v-2005-godu.html
  • thescience.bystrickaya.ru/habarovskij-kraj-monitoring-sredstv-massovoj-informacii-15-dekabrya-2010-goda.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.