.RU

Почему мы теряем зубы и как их сохранить?


Почему мы теряем зубы и как их сохранить?
Вряд ли найдется человек, который в своей жизни хотя бы раз не сталкивался с зубной болью. Заболеваниями полости рта страдает чуть ли не каждый. И также хорошо известно, что стоматология как наука, постоянно развиваясь, хотя и достигла в последние десятилетия огромных успехов, но тем не менее еще не решила множество серьезных проблем. В чем тут дело?

Повсюду, где бы я не работал стоматологом, мне постоянно приходилось сталкиваться с тем, что большинство людей, независимо от возраста и пола, совершенно не представляют строение зуба, не знают причин поражения зубов и тканей, окружающих зуб, а также о роль гигиенических, экологических и социальных факторов. А следовательно, простой человек в повседневной жизни мало что знает и о профилактике заболевания зубов, за исключением того, что надо чистить зубы. В этой брошюре я хочу, во-первых, достаточно просто и насколько это возможно популярно рассказать о зубах и причинах их заболеваний, а во-вторых, поделиться опытом профилактики заболеваний.

Данная брошюра не претендует на исчерпывающие ответы на все существующие вопросы. Но принимая во внимание, что в России, имеющей колоссальный потенциал ученых-стоматологов, стоматологические факультеты при многих медицинских вузах, практически не издается литература по профилактике зубных заболеваний, ориентированная на широкий круг читателей, полагаю, что эта брошюра окажется полезной и поможет людям осознать, что их роль в профилактике и лечении заболеваний полости рта – отнюдь не второстепенная. Нам нужен крепкий союз и взаимопонимание врача и пациента: тогда болезней будет меньше.

Немного о враче-стоматологе

Современная медицина достигла больших вершин в своем развитии. Стоматология – не исключение, хотя это одна из самых молодых медицинских дисциплин. Замечу, что среди сотен врачебных специальностей специальность врача-стоматолога особая: болезни, развивающиеся во рту, может лечить врач только со специальным дипломом. Для лечения всех других болезней специального диплома не требуется. Такое положение объясняется тем, что все основное время врача-стоматолога уходит на борьбу с двумя самыми распространенными заболеваниями зубочелюстной системы – кариесом и пародонтозом. Прежде чем говорить о заболеваниях зубочелюстной системы, давайте познакомимся с ее строением и функционированием.

Как устроена зубочелюстная система? Зубочелюстная система – это совокупность органов, объединенных анатомически и выполняющих ряд важнейших для организма функций: пищеварение, дыхание, речь и др.

Зубочелюстная система состоит из:

· челюстных, небных, носовых и скуловых костей, а также подчелюстной кости;

· зубов – органов, предназначенных для откусывания и разжевывания пищи;

· органов для захватывания пищи и формирования пищевого комка: губ, щек, языка, твердого и мягкого неба;

· жевательной и мимической мускулатуры;

· трех пар слюнных желез, выделяющих секрет (то есть слюну) для облегчения разжевывания пищи и осуществления начальной фазы пищеварения в полости рта;

· височно-челюстных суставов.

Между органами зубочелюстной системы существует тесная связь, где каждый из органов выполняет только ему присущую работу, которая представляет лишь часть функции всей зубочелюстной системы. Изменение любого из органов вызывает, как правило, не только нарушение правильного функционирования самого подвергшегося изменению органа, но и отрицательно влияет на формы и функции других органов.

Зубочелюстная система в процессе своего развития постоянно находится под влиянием наследственных и функциональных факторов личности. На ранних стадиях развития эмбриона (во время беременности) форма и структура зубочелюстной системы создается по наследству независимо от предстоящих в будущем функциональных действий. Последние включаются значительно позже и связаны с функцией мышц. И значит, различные внешние воздействия вносят в генетически обусловленные структуры свои поправки. Примером может служить то, что развитие (морфология) челюстей и зубных дуг – и это хорошо известно всем – у разных людей происходит по-разному. В результате происходит приспособление зубочелюстной системы к различным функциональным условиям жизни.

Жевательный аппарат человека в процессе эволюции достиг совершенства, и сегодня – это итог ряда последовательных изменений составляющих его органов. Большую роль в этом процессе сыграла смена функций, служащая важным фактором в развитии органов.

У млекопитающих животных в зависимости от характера пищи зубы выполняли разные функции и соответственно возникли отдельные группы: резцы, клыки, премоляры и моляры. Совершенствование движений нижней челюсти наложило отпечаток на строение и функцию височно-нижнечелюстного сустава. Новые условия питания и характер пищи изменили функции жевательных мышц.

Отметим, что жевательное давление – один из основных факторов воздействия на рост и развитие лицевого скелета. Именно под влиянием жевания формируется архитектура костного остова.

Болезни зубочелюстной системы Теперь перейдем к болезням зубочелюстной системы. Их достаточно много, но наиболее часто приходится сталкиваться с заболеваниями твердых тканей зуба (это кариес и его последствия), – и с болезнями тканей, окружающих зуб, и связочного аппарата, иначе говоря, заболеванием пародонты (гингивит, пародонтит, пародонтоз).

Основная проблема в стоматологии связана именно с этими недугами независимо от места жительства, возраста и пола. Эти болезни чрезвычайно распространены. Даже в развитых странах, несмотря на высокий экономический уровень, около 80% взрослых болеют кариесом или пародонтитом, а у половины детей неправильно прорезываются зубы. Такое положение связано с множеством факторов – климатических, географических, медико-биологических, социальных, бытовых, гигиенических, а также с различными болезнями человека, последствия которых сказываются, в частности, на зубах и пародонте.

Ни одну из этих болезней, к сожалению, нельзя вылечить таблетками или физиопроцедурами, потому что их выявляют на такой стадии, когда помочь может только оперативное вмешательство. Дело в том, что и кариес, и пародонтит – не пороки развития и не следствие каких-либо повреждений. Они развиваются исподволь, начинаются они незаметно, скрыто от пациента и врача. Парадоксально: пока нет видимого дефекта – лечить нечего, а когда болезнь появится – лечить уже поздно. Как правило, приходится что-то сверлить, удалять и замещать.

Так что стоматолог – это в первую очередь врач, оперирующий на зубах и деснах.

Логически рассуждая, приходим к выводу: во-первых, чтобы надежно лечить кариес и пародонтит, нужно научиться распознавать эти болезни как можно раньше, до появления «дыр»; а во-вторых, необходимо уметь безошибочно находить различия между двумя, на вид совершенно одинаковыми и как будто здоровыми, зубами. Вполне понятно, что знать, как устроен и как работает зуб, просто необходимо будущему оператору-стоматологу, но и очень полезно – просто пациенту (будущему или настоящему). И вот тут-то пригодится медицинский стоматологический «ликбез».


О кариесе и парадонтите

Коротко расскажем о тех самых двух болезнях, из-за которых, собственно, и существует «специальная» специальность – стоматология. Так вот, оба заболевания ведут к образованию полостей, соизмеримых с размерами зубов. Кариес – это полость в твердых тканях, пародонтит – это полость между твердыми тканями зуба и его опорой – зубной лункой. Оба заболевания развиваются медленно – месяцами и даже годами. Бывает, что развитие полости иногда приостанавливается, замедляется, а чаще – неуклонно прогрессирует.

Как не покажется странным, но и кариес, и парадонтит вызываются микробами, обычными для зубов, их биологическими сожителями. Добавим, что преобладание каких-либо определенных микроорганизмов, влияющих на возникновение этих болезней, твердо установить не удается. Более того, оба заболевания вызываются не разрозненными в слюне микробными клетками, а совершенно определенным видом их обитания – микробной бляшкой, или, как ее называют по-английски, плак.

Бляшка – это разновидность крупной микробной колонии, состоящей в основном из остатков различных микроорганизмов. Главная особенность бляшки – прочнейшее прикрепление к зубу. Она буквально «намертво» приклеена к его поверхности. Убрать такую колонию с помощью обычной щетки и пасты абсолютно невозможно. Правда, это делают в развитых странах специалисты – зубные гигиенисты, выполняющие, так называемый, дентикюр (аналогично маникюру).

Что же делать? Врачи и ученые, изучавшие причины болезней зубов, давно поняли, что если зуб способен воспринимать раздражения, то он должен и как-то реагировать на них. Более ста лет назад американский зубной врач Миллер провел такой опыт. Удаленный здоровый зуб был помещен при температуре около +37°С в привычную среду, содержавшую слюну, микробов, остатки пищи. Через месяц зуб начал разрушаться. После уничтожения микробов губительная смесь стала безвредной, зуб перестал разрушаться. Так было доказано, что главный враг зубов, да и их фундамента (периодонта), – микробы. Но все же ротовые микробы, скорее всего, не причина, а необходимое условие болезни.

Картина не будет полной, если не отметить следующее. Микробы, поселяясь на зубной эмали в виде бляшек, выделяют кислоту, которая разрушает эмаль, и микробы просачиваются в денту через любую щель. Причем питаются они за счет межклеточной жидкости, из которой на сто процентов (по объему) состоит эмаль. Микробы, активно прокладывая себе путь кислотой, стремятся прорасти через любую щель навстречу питательной влаге. Пока зуб живой он активно будет противодействовать этому процессу. В начале такой «агрессии» зуб будет сигнализировать о не благополучии. Факт, известный врачам: едва заметная трещина или только начавшееся под поверхностное разрушение делают эмаль болезненно чувствительной к малейшему прикосновению. В ответ на сигнал к зоне опасности устремляется усиленный поток жидкости. Так или иначе, зуб активно старается соответственно «положению на фронтах» противодействовать интервенции. Конец противостоянию знаменуется либо изгнанием микробов, либо образованием ими в толще эмали укрепленного очага размягчения. Это провал активной обороны зуба. Образуется дупло до поры, до времени невидимое. После того, как эта разрушительная работа достигает определенных масштабов, слой эмали проламывается и возникает то самое дупло, которое мы временами без особой радости нащупываем языком.

Наступает тот этап болезни, и, к сожалению, когда уже не возможно сохранить зуб без стоматолога. Дальше процесс носит лавинообразный характер.

Чем больше разрушений, тем больше поверхность взаимодействия с микробами, тем больше разрушения и так далее. Эту закономерность, что лежит, кстати, в основе почти любого заболевания, врачи называют порочным кругом. Он то и приводит к воспалению и гибели мягкости зуба, затем частично – его связки с костью, и, в конце концов, заканчивается полным разрушение зуба и его удалением.

Вторая сторона воздействия микробов на зуб еще более неприятная. Микробы не могут разрушить твердые ткани зубов. И тогда, используя способность бляшки обызвествлятъся, микробы под прикрытием окаменевшего щита (зубного камня) очень медленно опускаются вдоль корня зуба в щель между ним и десной. Повреждения десны вызывают кровоточивость и воспаление. Это ведет, в свою очередь, к ускоренному образованию зубного камня уже под десной. Подкоп под фундамент зуба – процесс самоускоряющийся по тем же причинам, что и при кариесе. Чем больше зубной камень, тем больше его поверхность заселения микробами, тем больше повреждений, тем лучше условия для еще большего отложения солей, увеличения площади заселенными микробами и т.д. Снова завертелось порочное колесо. Микробы внедряются все глубже и глубже, зуб расшатывается способствуя еще большему повреждению и т.д., что может, в конце концов, привести к полному отторжению зуба.


Способы и средства профилактики кариеса. Целенаправленная борьба с кариесом требует отчетливого представления о причинах, вызывающих это заболевание, факторах, способствующих его развитию, и механизмах их воздействий. Во всем мире уделяется большое внимание вопросам борьбы с этой болезнью. Уже сейчас известно около 400 теорий, пытающихся объяснить этиологию и патогенез кариеса.

Представление о том, что кариес зубов вызывается микроорганизмами не ново. В возникновении кариеса зубов ведущую роль, как сейчас считается в научном мире, играют стрептококки. Это представление основывается на результатах многочисленных исследований, показывающих зависимость развития кариеса зубов от количественного и качественного состава микроорганизмов полости рта. Кариес зуба – прогрессирующее поражение твердых тканей, осложняющееся воспалением пульпы и околоверхушечных тканей, что становится причиной сильных болей и нередко приводит к утрате зуба, а также может стать источником очагово-обусловленных заболеваний опорно-двигательного аппарата, внутренних и других органов. Сказанное, и тот факт, что кариесом зубов поражено практически все население планеты, определяет не только его клиническое, но и социальное значение. Поражаемость зубов кариесом связывают с характером питания населения, уровнем солнечной радиации и бесспорно содержанием фтора в окружающей среде, главным образом в питьевой воде.

Имеются сведения о зависимости кариеса зубов и от иных факторов – климатогеографических, а также содержания в пище других микроэлементов, помимо фтора. Бесспорно, что кариес – заболевание, поражающее людей преимущественно детского, юношеского и отроческого возраста. Однако он может развиваться в любом возрасте, в том числе, в пожилом и старческом.

Все мероприятия по профилактике кариеса зубов возможно разделить на государственные, социальные, медицинские, гигиенические и воспитательные. Система государственных профилактических мероприятий включает мероприятия по охране здоровья матери и ребенка, охране окружающей среды.

Система социальных мероприятий по профилактике кариеса связана с обеспечением здорового образа жизни, соблюдением рационального режима труда, отдыха, научно обоснованных норм питания, личной гигиены.

Гигиенические мероприятия по профилактике кариеса – это гигиеническое воспитание населения по вопросам стоматологии, контроль состояния внешней среды и питания. Сюда же относятся фторирование питьевой воды, контроль качества состава пищи и воды, обеспечение потребности детей и взрослых в полноценных факторах здоровья организма и органов полости рта.

Среди пищевых факторов, влияющих на сохранность зубов, основную роль играет фтор и реже кальций: в местах, где питьевая вода содержит фторид в количестве 0,8–1,2 мг/л., кариес встречается заметно реже, чем в местах с пониженным содержанием фторида в воде.

Воспитательные мероприятия по профилактике кариеса зубов сводятся к распространению знаний о здоровом образе жизни, привитию навыков ухода за органами полости рта и поддержания их в здоровом состоянии. Эти задачи решают врачи, средний медицинский персонал, педагоги и родители.

Медицинские мероприятия по профилактике кариеса зубов направлены на разработку и внедрение этиологических и патогенетически обоснованных средств и методов воздействия на организмы и органы полости рта, на повышение их устойчивости к кариесу, а также на снижение кариесогенности неблагоприятных факторов внешней среды и полости рта. Профилактика кариеса зубов осуществляется на протяжении всей жизни человека.

При работе с беременными женщинами, должны быть заложены основы здоровых зубов будущего поколения. Детский и подростковый возраст также относятся к периоду эффективных противокариесных мероприятий.

Профилактические меры следует принимать и в отношении взрослых. Здоровый образ жизни включает соблюдение гигиены полости рта, рациональное питание, устранение вредных привычек и действия не благоприятных факторов внешней среды. Наиболее важным и серьезным фактором профилактики кариеса остается гигиена полости рта.

Цель гигиенического ухода за полостью рта – устранение остатков пищи, зубных отложений, клеточно-микробного и пищевого детрита для предотвращения вредного влияния на органы полости рта, а, следовательно, поддержания их в здоровом состоянии. Гигиена полости рта дополняет естественное самоочищение, поскольку естественного самоочищения, как правило, бывает не достаточно вследствие физиологических особенностей прикуса и его аномалий, состояния зубных рядов, функции слюнных желез, избыточного потребления сладкого, мягкой, липкой пищи. Кроме того, микрофлора настолько адаптируется к условиям полости рта, что успешно и быстро размножается и затрудняет очищение зубов.

Однако вернемся немного назад и подведем некоторые итоги.

Итак, поведение зуба с живой пульпой в условиях микробной «осады» отличается от поведения зуба с пульпой погибшей. Фактически, активная защита живого зуба в значительной мере – это очищающий поток межклеточной жидкости, которая препятствует внедрению микробов и не дает им развернуться. По существу, это универсальный, но и самый примитивный способ защиты организма. Но с другой стороны, эмалевая жидкость – это тонкий фильтрат, не содержащий сложных противомикробных соединений и антител. К тому же осложняет положение то обстоятельство, что «оружие» зуба – постоянно обновляемая жидкость – не только не отстраняет непрошеных гостей, но и не служит им подкормкой. [ВЕ1] Застой в работе этих механизмов куда опаснее, чем его полная ликвидация. Получается так: стремительный чистый поток все время очищает тот или иной очаг заболевания, но никогда не происходит полного выздоровления, то есть если есть трещинка в эмали зуба, то она никогда не зарастает. Любая остановка, замедление течения может превратить ручеек в гниющее болото со всеми вытекающими последствиями.

Когда речь идет о болезнях, в том числе о заболевании полости рта, приходится признать, что в прошлом их было, по всей вероятности (так следует из многих исторических источников) значительно меньше. Хорошо известно устоявшееся представление: чем ближе люди к природе, «естественному образу жизни», тем они здоровее. В самом деле, древний человек отличался отменным здоровьем, и зубы не были исключением.

Весьма интересно следующее обстоятельство. У диких животных ни кариеса, ни пародонтита просто не бывает. У животных, живущих вблизи человека – мышей и крыс – эти заболевания редки, но встречаются. У домашних сельскохозяйственных животных, у обитателей зоопарков зубы болят чаще. Одним словом, чем ближе к человеку, тем хуже. Любопытно, что в обществе с резко выраженным социально-экономическим неравенством, склонность к болезням зубов как бы компенсировала социальную несправедливость: и как ни странно, богатые болели много чаще бедных, кочевников и рабов. Так было в Древнем Египте и в Элладе, и в Риме и т.д.

Цивилизации человек обязан возникновением десятков, сотен новых заболеваний. Современному человеку принадлежит несколько почти обязательных болезней цивилизации. Это неврозы, сосудистые заболевания, аллергии, опухоли, ряд других заболеваний, включая те, о которых уже говорилось – болезни зубов и десен. То, что этот букет неприятностей растет от одного корня, говорит их параллелизм.

Возможен ли поворот от болезней цивилизации? Практика отвечает утвердительно: там, где население осознало «выгодность» быть здоровым наблюдается отказ от вредных привычек, идет создание культа физической активности, спорта, люди начинают рационально и умеренно питаться.

Неприятности начинаются с детства

То, что с зубами дела совсем плохи, знают все. Знают не столько из популярной литературы, сколько по своему горькому опыту. Неприятности начинаются очень рано, в младенчестве. Посмотрите, малыш растет на радость родителям, и все части его тела развиваются, как правило равномерно и спокойно. Только с зубами все как-то не так. Когда «режутся зубки» – это почти всегда недомогание: беспокойство, плач, нарушение аппетита, сна, расстройство желудка. Так происходит первая встреча человека с его биологическим наследством – зубами. Дальше – хуже. Только к трем годам закончилось прорезывание всех зубов, как у большей части детишек начинается их разрушение из-за кариеса. И пошло, поехало. Встречи со стоматологом, «ужасные» инструменты в белых лоточках, противный визжащий звук бормашины, напряженное ожидание боли – все это травмирует и навсегда остается в памяти человека. Избежавших этой участи мало. Почти все жители развитых стран болеют кариесом, у 80% – пародонтит, у 45 – неправильное соотношение зубов. Получается, что современный человек привязан к стоматологическому кабинету на всю жизнь. Конечно пациент, своевременно лечащий зубы, аккуратно выполняющий рекомендации врача, и страдает меньше, и увеличивает шансы быть здоровым.

К великому сожалению, не все люди таковы. Число пациентов с болезнями зубов катастрофически растет, неуклонно увеличивается и стоимость их лечения. Так возникла серьезная глобальная медико-социальная проблема. Поневоле приходишь к мысли, что что-то здесь не связывается... Либо зубы – «вещь» никуда не годная, устаревшая, полностью «вышедшая из моды», как хвост или шерсть, либо природе не хватило мудрости снабдить нас аппаратом более совершенным и прочным, используемым для выполнения очень важных для жизни функций.

Нужны ли человеку зубы? Попробуем ответить сначала на кардинальный вопрос, а нужны ли современному человеку зубы. Действительно, около 100 тысяч лет назад люди «сбросили» с себя шерсть, заменив ее одеждой и строительством тех или иных видов жилищ. Затем придумали очаг и мясорубку, и теперь уже не нужно (и будем надеяться, никогда не будет нужно) рвать зубами сырое мясо, грызть коренья или кости. Зубы к тому же это еще и один из необходимых элементов аппарата речи и средств общения. Мы улыбаемся, смеемся, сжимаем зубы и играем желваками, цедим сквозь зубы. Наконец, произносим всякие звонкие и глухие зубные звуки.

Но разве искусственные зубы, создаваемые соответствующими мастерами, не могут превзойти то, что создает природа? Тем более что она не очень-то в этом отношении щедра: лишь половине людей суждено получить в наследство полноценный жевательный аппарат. А у другой половины он часто с самого детства развивается неправильно. Врачам приходится прибегать к тысячам ухищрений, чтобы эту ущербность устранить.

Впрочем, и у животных не все так весело. По своему назначению зубы постоянно стираются, изнашиваются. Изнашивание компенсируется достройкой и ростом зубов. Работая, зубы стираются и постоянно выдвигаются. Но наступает день и час, когда ресурсы длины иссякают, зуб кончается. Для дикого животного - это катастрофа. Ставший беззубым волк или кабан должен подвести итоги своей жизни и натощак уйти в мир иной.

А что делать людям со своими зубами?

Вспомним причины, вызывающие разрушение зубов. Микробы? Безусловно. Если микробы разрушают твердые и мягкие ткани зубного аппарата, то, по всей вероятности, человек превысил допустимую, рассчитанную природой микробную нагрузку, или попросту такую развел грязь у себя во рту, что исчерпал у организма запас антимикробной прочности. Отчего же так произошло? Встречу с чем не могла предупредить природа?

Ответ прост: да ведь с саха­ром. Об этом знают все, даже дети. Будешь есть много сладкого – заболят зубы. Никто из диких млекопитающих сахар не ест. А с другой стороны, почти нет цивилизованных людей, не употребляющих эту «белую смерть». Вот и вся разгадка. Сахаром питается вся микробная «свора» и в особенности – самые злые, а они свое дело знают твердо.

Что интересует пациентов?

За годы работы чего только не увидишь и чего только не услышишь от пациентов. И как только не оправдывают себя пациенты, когда речь заходит о причинах, приведших к изменениям во рту (естественно, не в лучшую сторону), и редко услышишь упрек себе за то, что запустил зубы. Что касается вопросов, то они самые разнообразные. Больше всего приходится отвечать на вопросы, как облегчить страдания, связанные с болезнью зубов. Вот самые распространенные из них.

От чего появляются дырки на зубах, налет?

Почему потемнел тот или иной зуб?

Почему разрушаются зубы, несмотря на гигиену полости рта и разнообразную пищу?

Почему появляются пятна на зубах?

Почему беспокоят зубы от холодного или горячего? Днем не беспокоит тот или иной зуб, а ночью начинается боль, и почти до утра продолжаются пульсирующие боли, стреляющие в ухо, висок.

Почему у меня неприятный запах изо рта?

Почему чешется десна, почему она кровоточит? и т.д.

На боли, появляющиеся при чистке зубов: «Доктор у меня качаются зубы, нельзя ли что-нибудь придумать, я очень переживаю?» Или: «Доктор вы мне хотите сделать протез на присосках? Ни за что не буду носить. Как люди к этому привыкают?! Нет я не смогу привыкнуть. А нельзя сделать вживления, чтобы не делать на присосках?.. Ну, придумайте что-нибудь, вы же доктор, и я вам полностью доверяю».

И почти все пациенты задают вопрос: «А это больно или не больно?» Примеры можно приводить до бесконечности.

В своей работе я всегда старался не допускать погрешностей, но от этого никто не застрахован. Работа стоматолога не «подарок», она официально признается вредной. У врача все работает одновременно: голова, глаза, уши, ноги, язык, туловище (вынужденная поза). Добавьте к этому неблагоприятные факторы: неограниченная пыль, производственная вибрация, нервные перегрузки, физические перегрузки. И это только часть айсберга. А что творится внутри организма, связанного с профессиональной деятельностью врача-стоматолога, не знает никто. Как-то пришлось прочитать в одной книжке, что в каком-то университете Англии определяли, кто переносит больше нервных перегрузок, связанных с профессиональной деятельностью. К моему удивлению, дантист занимает третье место, после оперирующего хирурга и инженера-строителя. Так что, судите сами, такая уж ли «сладкая» жизнь у дантистов.

Понять и по возможности помочь страдающему обязывает наша профессия. Проявление халатности, невнимательного отношения к больному, небрежность в работе, наконец, незнание своей работы – все это в совокупности называется преступлением. Звучит жестоко... А как иначе? Тем более, в настоящее время, когда почти любая клиника оснащена самым современным в техническом отношении оборудованием, когда небывало поднялся уровень диагностики, появился большой выбор обезболивающих, пломбировочных и слепочных материалов. А какой широкий выбор зубных паст и других препаратов, связанных с гигиеной полости рта!

Конечно, бывает обидно слышать в адрес своих коллег упреки. Но порой они справедливы, потому что коллеги нередко проявляют непрофессиональный подход к работе.

Еще раз о проблемах стоматологии И снова возвращаюсь к тому, с чего начинал разговор. Перед стоматологией стоит множество нерешенных проблем. Это в первую очередь относится к исследованиям причин развития заболевания полости рта, в частности, кариеса и пародонта. Мне как практическому врачу представляется, что на сегодняшний день мы, врачи-стоматологи, грубо говоря, «латаем дыры». А ведь это не выход. Нужно кардинальное решение проблемы. И ищут его ученые всего мира, принимая во внимание не только «местные» факторы, то есть условия и причины, способствующие возникновению болезни в полости рта, но и учитывая состояние всего организма и те изменения, которые происходят в организме человека.

Уже доказано, что некоторые заболевания организма в целом существенно влияют на состояние зубочелюстной системы, а точнее – на твердые ткани зубов и на слизистую полости рта. Так, одним из признаков проявления болезни всего организма являются кожные заболевания, заболевания эндокринной системы (в частности, диабет). Поэтому изучать заболевания полости рта отдельно от целостного организма человека нельзя, иначе ни одна из проблем, существующих на сегодняшний день в стоматологии, не будет разрешена.

Хорошо известно, что существует генетическая предрасположенность, иначе [ВЕ1] заболевания передаются по наследству от родителей к детям. Отсюда вывод: заболевания полости рта, возникшие по этой причине – заболевания местного характера, причина их развития кроется во рту и поэтому устранять причины этих проявлений приходится также во рту.

А как же поступать в том случае, когда имеет место такая болезнь, как «цветущий кариес»? При этой болезни, специалисты знают, одновременно поражается несколько зубов у беременных женщин или прорезываются пораженными зубы у маленьких детей.

Отсюда вывод: существует прямая связь заболеваний полости рта со всеми процессами, происходящими в организме человека, и значит, помимо профилактических мероприятий по предотвращению заболевания полости рта, в частности, кариеса и парадонты, на мой взгляд, перспективным направлением должна стать забота о здоровье всего организма. И тут, по-видимому, следует вести поиски в направлении создания профилактических прививок (аналогичных прививкам при различных заболеваниях) с тем, чтобы после такой прививки выработался бы стойкий иммунитет ко всем заболеваниям полости рта на долгие годы.

К великому сожалению, человечество вошло в XXI век с этими проблемами. Эти земные проблемы так же, как многие другие в медицине должен разрешить человек – ученый-медик.

Источник:http://www.iko-stomatolog.ru


Открытый банк данных для учащейся молодежи, студентов, преподавателей и всех других в 23 разделах: учебные материалы, обучающие и научно-популярные видео материалы, образование и рынок труда, проблемы науки, студенческий досуг, социально-экономические проблемы студентов, музыкальные коллекции, DVD и многое другое.

polozhenie-o-kafedre-fiziki-moskva-2002.html
polozhenie-o-klassifikacii-specialistov-grazhdanskoj-aviacii-sssr-utverzhdennoe-ministerstvom-grazhdanskoj-aviacii-sssr-19-dekabrya-1988-g-44i-ne-primenyat.html
polozhenie-o-kollegii-ministerstva-stroitelstva-i-arhitekturi-sverdlovskoj-oblasti-obshie-polozheniya.html
polozhenie-o-komissii-po-energosberezheniyu-pri-pravitelstve-respubliki-mordoviya-sostav-komissii-po-energosberezheniyu-pri-pravitelstve-respubliki-mordoviya-stranica-12.html
polozhenie-o-komissii-po-gradostroitelstvu-zemlepolzovaniyu-i-ekologii-soveta-deputatov-goroda-klimovska-tretego-soziva.html
polozhenie-o-komissii-po-podgotovke-i-provedeniyu-vserossijskoj-perepisi-naseleniya-2010-goda-na-territorii-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-nadim.html
  • spur.bystrickaya.ru/kvalifikacionnij-spravochnik-stranica-17.html
  • education.bystrickaya.ru/2vneshnij-vid-standart-i-klassifikaciya-siamskih-koshek-po-okrasam-1istoriya-vozniknoveniya-porodi.html
  • college.bystrickaya.ru/2-ekspluataciya-poverhnostnih-podogrevatelej-metodicheskie-ukazaniya-po-ekspluatacii-poverhnostnih-podogrevatelej.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/alkogolizm-i-deviantnoe-povedenie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ispolzovanie-videourok.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-audit-i-mezhdunarodnie-standarti-audita-uchebnoe-posobie-stranica-22.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/protokol-119-109-k-1-rassmotreniya-i-ocenki-kotirovochnih-zayavok-stranica-4.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhelezobetonnie-izdeliya-i-konstrukcii-obshie-svedeniya-o-stroitelnih-materialah-i-ih-osnovnie-svojstva.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/23sektor-obrazovatelnih-informacionnih-tehnologij-otchet-o-deyatelnosti-kemerovskogo-oblastnogo-centra-nit.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-9-osnovi-radiacionnoj-medicini-testi-po-dermatovenerologii-moskva.html
  • college.bystrickaya.ru/22-obespechenie-razvitiya-sistemi-podderzhki-i-soprovozhdeniya-odarennih-detej.html
  • college.bystrickaya.ru/1-obshaya-harakteristika-uravnenij-teorii-uprugosti-i-teploprovodnosti-metod-konechnih-raznostej.html
  • books.bystrickaya.ru/conception-of-social-representations-and-discursive-psychology-socialnaya-psihologiya-i-socialnie-izmeneniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodika-vipolneniya-raboti-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-dlya-studentov-specialnosti.html
  • school.bystrickaya.ru/informacionnaya-tehnologiya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zashita-rabochih-stancij-antivirusnij-kompleks-51-kompleksnaya-sistema-zashiti-informacii-54-obshie-svedeniya-64-vozmozhnie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dejstviya-s-predmetnim-soderzhaniem-ili-predmetnie-dejstviya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-2010-g.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/xii-realizaciya-programm-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-ou-publichnij-doklad-mbou-sosh-126-kirovskogo-rajona-gorodskogo.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zhenshina-v-vooruzhennih-silah-rossii-v-silovih-strukturah.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osobennosti-neverbalnogo-obsheniya-v-deyatelnosti-uchitelya.html
  • crib.bystrickaya.ru/internet-resursi-pervij-kanal-23-11-2004-vremya-21-00-00-novosti-18-00-00-15-00-00-kokorekina-olga.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/l-d-smit-dnevniki-vampira-6-vozvrashenie-ten-dushi-stranica-23.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih-assistentov-i-studentov-napravleniya-0031900-62-mezhdunarodnie-otnosheniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematika-kol-vo-chasov-teoriya-i-metodika.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-11-socialnij-nalog-kodeks-respubliki-kazahstan.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovi-obshej-psihologii-rubinshtejn-stranica-33.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kursa-povisheniya-kvalifikacii-statisticheskie-i-matematicheskie-metodi-analiza-i-prognozirovaniya-ekonomiki-48-ak-chasov-nazvanie-programmi-po-napravleniyu-specialnosti.html
  • school.bystrickaya.ru/denezhnoe-obrashenie-i-kredit-chast-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prodolzhenie-ris87-metodicheskoe-posobie-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-mehanicheskih-specialnostej-0702-1706.html
  • tests.bystrickaya.ru/lichnaya-pesnya-istoriya-muzikalnoj-kulturi-narodov-sibiri.html
  • lesson.bystrickaya.ru/politicheskie-otnosheniya-rossii-i-yuzhnoj-korei.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-proezda.html
  • znanie.bystrickaya.ru/422-izmeneniya-pokazatelej-funkcii-endokrinnoj-sistemi-istoriografiya-sobitij-socialno-ekonomicheskie-i-ekologicheskie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/naconalna-kreditna-sistema.html
  • shkola.bystrickaya.ru/solovej-i-roza.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.