.RU

План конспекты уроков заключение




Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 32 Абинского района























Содержание:

Введение …………………………………………… 4

Глава 1. Формирование у школьников положительного отношения к сельскохозяйственному труду.

1.1. Создание модели «школа – крестьянское хозяйство» ……………………………………………………….. 9

1.2. Изменения в учебной деятельности……… 11

1.3. Особенности внеклассной работы……….. 12

^ Глава 2. Трудовое обучение в сельской школе.

2.1. Программы……………………………………. 18

2.2. Направленность исследовательских функций обучения …………………………………………… 25

2.3. План – конспекты уроков ……………… 28

Заключение ……………………………………… 32

Список литературы ……………………………. 33





Введение

Сельская общеобразовательная школа является основным резервом пополнения армии работников сельского хозяйства и, следовательно, деятельность сельской школы должна быть сосредоточена на воспитании трудовой активности подростков, имеющей сельскохозяйственную направленность. Это вызывает необходимость тесной связи сельской школы, семьи и колхоза в формировании у школьников готовности к сельскохозяйственному труду.

Сельская общеобразовательная школа, как и городская, решая те же задачи обучения и воспитания подрастающего поколения, находится в специфических условиях, которые определяют особенности ее работы. На образовательно-воспитательную деятельность сельской школы значительное влияние оказывают социально-экономические, культурно-бытовые, производственные и другие условия жизни села.

Значительное влияние на подготовку учащихся к сельскохозяйственному труду оказывают научно-технический уровень ведения местного хозяйства, производственные условия, характер труда и близость его к природе.

Современный сельскохозяйственный труд характеризуется, с одной стороны, использованием современной техники, автоматики, а с другой – широким сохранением ручного физического труда, как правило не требующего творческого подхода. На селе сохранилось еще немало видов труда, не оснащенного механизмами, осложняемого погодными и другими специфическими условиями сельской местности. Для приобщения учащихся к сельскохозяйственному труду должна в системе вестись профориентация с учетом перспектив развития местного хозяйства.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику .Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило , рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный , дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные , декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности , в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах ; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов - профориентаторов.

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия ,связанные с профессиональным самоопределением учащихся : между их склонностями , способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы ; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест ; склонностью и представлениям о престиже профессии ; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних , личностно-психологических.

Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации , выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации : это многоаспектная , целостная система научно – практической деятельности общественных институтов , ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических , психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения , соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников , непрерывного образования и воспитания , цель которых – всестороннее развитие личности , гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач , обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся.

Профориентация , являясь целостной системой , состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей , задач и единством функций. Организационно – функциональная подсистема - деятельность различных социальных институтов , ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.

Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным ; профессиональная консультация , профессиональный подбор , социально – профессиональная адаптация.

Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности , самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности ; направленностью , т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов , убеждений , интересов , отношением к усваиваемым знаниям и умениям , социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры ; развитием самосознания ; представлением о себе , своих способностях , особенностях характера.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой , общественно –значимой (трудовой ,познавательной ,игровой ,коммуникативной ) деятельности учащихся, формированием нравственной .эстетической и экологической культуры.

Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации , выработку программы действий , регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по её совершенствованию. Программа управления профориентацией школ является составной частью управления социально-экономическим развитием района , города, региона.

Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые , интегративные качества .Система профориентации выполняет диагностическую , обучающую , формирующую и развивающую функции.

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

Понимая важность и сложность формирования интереса учащихся к сельскохозяйственному и механизированному труду, мы выбрали для курсовой работы вышеизложенную тему.

Задачи , которые мы поставили перед собой и решали в процессе выполнения работы:

1. Ознакомиться с педагогической, психологической и методической литературой по формированию положительного отношения учащихся к сельскохозяйственному и механизированному труду.

2. Выделить основные моменты данного направления работы.

3. Рассмотреть методическую сторону вопроса.

4. Изучить возможности определенной сельской школы для реализации указанной проблемы.

Выдающиеся представители педагогики А.В.Луначарский ,А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский обращали внимание на то, что в трудовом воспитании и профориентации молодежи должна присутствовать духовность, т.е. само представление о труде следует поднимать до уровня «духовной потребности» , связанной с вдохновением , творчеством , моральной чистотой , осознанностью социальной ценности его. На этой основе формируются черты как нравственного взросления , так и волевой целеустремленности.

Глава 1. Формирование у школьников положительного отношения к сельскохозяйственному труду.

1.1. Создание модели «школа – крестьянское хозяйство».

Российская сельская школа всегда считалась важнейшим источником подготовки трудовых ресурсов для сельского сектора. Сегодня в аграрном секторе страны много проблем, решить которые не просто. Изменившиеся социальные и экономические условия жизни общества, и села в частности, требуют от школы кардинальных изменений в деятельности. Она не может оставаться старой, она должна идти в ногу со временем. Школа может внести свой вклад в возрождение русской деревни, воспитывая в своих стенах поколение современных землепользователей. На данный момент для большинства сельского населения единственным стабильным источником дохода является ЛПХ (личное подсобное хозяйство). По статистике, сельское население на 80% обеспечивает себя продуктами питания с приусадебного участка и домашней фермы. Вслед за исследователем – доктором педагогических наук Г.В.Пичугиной можно определить задачу сельской школы по подготовке учащихся к сельскохозяйственному труду как формирование «сельскохозяйственной грамотности».




Сформировать у школьников отношение к земле как к важнейшему достоянию человечества и к крестьянскому труду как к достойному занятию, способному дать человеку средства к жизни, – вот круг задач, которые мы ставим сегодня на первый план в своей работе.

С целью реализации данной проблемы необходимо создание на базе основной малокомплектной сельской школы действующей модели «школа – крестьянское хозяйство».

Ожидаемые результаты:

• При школе силами учащихся, учителей, родителей будет создана действующая модель «школа – крестьянское хозяйство» с мини-хозяйством , которое в дальнейшем должно стать основой для финансовой самостоятельности школы.

• Дети получат опыт успешной работы на земле (теоретические знания, возможность их практического применения, выращивание урожая и способы его реализации).

• Взрослые и дети населенных пунктов сельской администрации получат возможность для собственного культурного развития.

• Будет накоплен и систематизирован материал по образовательным программам, досуговой деятельности для детей и взрослых.

• Ряд публикаций для педагогических изданий и местной периодической печати с информацией о работе.

Основные методы:

Работа проходит через весь образовательный процесс, обращается особое внимание на общественно полезный труд, организацию досуговой деятельности, которая выходит за рамки школы.

Формы работы:

• Уроки-практикумы, уроки-экскурсии, опытническая работа.

• Введение факультативных спецкурсов.

• Проектная деятельность учащихся.

• Встречи с интересными людьми, мастерами своего дела.

• Праздники села для детей и взрослых.

• Смотры-конкурсы, выставки, викторины, связанные с темой крестьянского хозяйства.

• Посещение концертов и спектаклей в культурных центрах района и области.

^ 1.2. Изменения в учебной деятельности.

Конечно, изменения коснуться учебной деятельности. В программу курса «Химия» внести коррективы, и вести курс «Химия с основами сельскохозяйственного производства». Учителем осваиваются новые учебники, используется много дополнительной литературы. В программы предметов общеобразовательного цикла введены уроки, соответствующие теме экспериментальной деятельности. С января 2001 — 2002 учебного года введен факультативный курс «Почвоведение» (7-й класс) и «Основы растениеводства» (5-й класс). Здесь ребята более детально знакомятся с отраслями растениеводства, с группами овощных, кормовых, технических, масличных и других культур. Определяются химические и физические свойства почвы, строение почвенного профиля, учащиеся знакомятся с почвенной картой нашего хозяйства, с картограммами, определяют наиболее эффективные по различным показателям минеральные удобрения. Нравится ученикам то, что приходится самим находить ответы на поставленные вопросы, выполняя практические эксперименты. В начальной школе второй год ведется факультатив «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний». Программа курса составлена на основе программы Е. А. Постниковой. Но ведется он как интегрированный курс, добавляя темы из предметов: «Мир вокруг нас», «Сельскохозяйственный труд».

Разработана сквозная программа по сельскохозяйственному труду с 1-го по 9-й класс, где использованы идеи концепции «Технологической подготовки школьников к сельскохозяйственному труду» под редакцией ученых-практиков: доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО И.Ф.Раздымалина и кандидата педагогических наук Ю.И. Раздымалина. Подготовить функционально грамотного человека, умеющего с большой пользой для общества и себя применять на практике полученные знания и приобретенные умения, – над реализацией этой задачи и ведется работа. Вся программа выстроилась по принципу: от простого к сложному.

^ 1.3. Особенности внеклассной работы.

Сельскохозяйственный труд носит прикладной характер. На учебно-опытном участке школы имеется несколько отделов. Ежегодно, учитывая севооборот, учащиеся весной закладывают опыты, летом ухаживают за растениями, а осенью собирают урожай и подводят итоги на школьном празднике – Дне урожая. Каждый класс ведет дневник наблюдения. Также с 2001 – 2004 года в опытническую работу школы включена личная проектная деятельность учеников. Конечно, большая роль в организации этой работы принадлежит учителю. Выбрать тему опыта, заинтересовать ребят, вырастить рассаду вместе с ними в классе, а затем проконтролировать, чтобы родители выделили участок на огороде и помогли завершить опыт. Надо сказать, что эта работа вызвала большой интерес как у ребят начальных классов, так и среднего звена. Проекты состоялись, получена масса полезной информации, применены на практике знания, полученные на уроках, а плюс к этому – масса положительных эмоций от результатов труда.

Темы мини-проектов были самые разные: «Моя клумба», «Витаминная грядка», «Сколько пьет корова?», выращивание теплолюбивых культур в наших условиях ( «И у нас растут арбузы», «Чудо-дыня!», «Сладкий перец», «Баклажаны», «Огурчик», «Ранняя выгонка гиацинта») и др.

Коллективные проекты: «Наша клумба – самая красивая», «От семечка к семечку». Опытническая работа интересная, нужная в первую очередь нашему молодому поколению сельских жителей. Работа над индивидуальными проектами позволяет научить детей правильно вести приусадебное хозяйство, преодолевать трудности и пробуждать интерес к работе на земле.

Наиболее эффективными и оригинальными формами внеурочной деятельности по подготовке к сельхозтруду в этой школе являются конкурсы. Дети очень любят соревноваться, им нравится получать публичную оценку своего труда, получать награды за победу и участие.

В конце учебного года (апреле, мае) в школе проходят программы, посвященные природе, ее охране, умелому землепользованию. Продолжительность программ 1 – 1,5 месяца. Для иллюстрации приведу планы программ двух последних лет.

Программа «Земля – наш дом»
(2000 – 2001 учебный год)

1. Старт программы, презентация общешкольных дел, конкурсов.

2. Акция «Территория школы – самая чистая и уютная!».

3. Конкурс рисунков «Как прекрасна родная природа!»

4. Смотр-конкурс усадеб «Я – хозяин своего двора».

5. Научно-практическая конференция «Земля – наш дом».

В ходе программы прошли классные часы – «Экологический КВН», «Путешествие в город Природоград», викторина «Знаешь ли ты?», Брейн – ринг на экологическую тему, экскурсии в природу и др.

Научно-практическая конференция «Земля – наш дом» завершала программу и проходила при активном участии детей в ее подготовке и проведении.

Цель:

– показать, что в природе все взаимосвязано, очень ранимо, и нужно бережно относиться к окружающей среде.

Задачи:

— сообщение новых сведений из области естествознания и экологии;

— отработка навыков исследовательского труда, умения пользоваться справочной и научной литературой;

— побудить ребят к осознанному принятию совместно выработанного решения конференции;

— озеленение и благоустройство школьной территории.

Работало 5 исследовательских групп в течение 14 дней. Дети выбирали группу по своему желанию. У каждой группы был учитель-куратор из старшего звена и учитель начальных классов:

«Экологическая» (птицы),

«За здоровый образ жизни»,

«Как прекрасна земля!» (цветы),

«Витаминная грядка»,

«Лес – наше богатство».

В конференции приняли участие гости из комитета по экологии, известные спортсмены, представители сельской администрации. Дети выступали с сообщениями и рефератами. Каждая секция вырабатывала предложения в проект решения.

Программа «Природа»
(2001 – 2002 учебный год)

1. Старт программы, презентация основных мероприятий.

2. Конкурс среди классов по уборке школьной территории.

3. Посадка деревьев на Аллее дружбы.

4. Конкурс рисунков и сочинений на свободную тему.

5. Закладка опытов на учебно-опытном участке школы.

6. Экскурсии и походы по родному краю «Весна пришла!»

7. Смотр-конкурс усадеб «Я – хозяин своего двора».

8. Торжественная линейка подведения итогов программы «Природа».

Обязательное требование к содержанию работы классных руководителей и общешкольных мероприятий: информация не должна носить отвлеченный, чисто научный характер. Как можно ближе к местным условиям, к опыту работы на земле, к грамотному ведению приусадебного хозяйства!

Очень любим всеми жителями села традиционный праздник «День урожая». Здесь – выставки овощей, поделок из природного материала, а также «Чудо-овощи», «Лучший рецепт заготовок на зиму», «Хозяюшка», «Мой проект».

Школа предоставляет услуги по дополнительному образованию. Помимо кружков спортивного и эстетического циклов (всего их 10), работает кружок «Рукодельница», где девочки осваивают навыки прикладного творчества – шитье в лоскутной технике.

Создан кружок «Ремесленная мастерская», в программе – занятия по выполнению ремонтных и мелких строительных работ в сельском доме. Состоялись творческие сборы участников кружка в зимние каникулы – «Три полезных воскресенья» с привлечением сельской молодежи. Поделки и сувениры были распроданы на благотворительном Рождественском балу.

Летом 2003 года состоялась профильная смена летнего лагеря продолжительностью 18 дней. Под руководством учителя технологии и его помощников ребята совершенствовали навыки работы с деревом, берестой, учились выполнять мелкий ремонт надворных построек и по благоустройству школьной территории. К работе мастерской привлекались народные умельцы, мастера своего дела. Программа воспитательной работы в лагере строилась на основах народной культуры.

В давно существующем кружке «Цветоводство» введены занятия не только по комнатному, но и по декоративному цветоводству, оформлению крестьянской усадьбы. Силами кружковцев разбита дополнительная клумба на территории школы. Организована продажа цветочного посадочного материала и семян для населения на весенней ярмарке для формирования более полного представления о родной природе, воспитания бережного к ней отношения, в школе для учащихся начальных классов работает кружок юннатов «Чудо-семечко». Здесь проходят практические занятия, внеклассные мероприятия, ведется опытническая работа. Круглый год ребята занимаются опытнической деятельностью – выгонкой различными способами зеленных на подоконнике, ранних цветочных культур.

Для успешной социализации выпускников школы традиционно проводится экономическая программа «Бизнес-класс». Финал игры 2003 года проходил с приглашением ребят из школ города и района, участников организации «Детская биржа идей и дел», а также организаторов и старших вожатых школ, методистов и педагогов. В ходе программы подростки принимают участие в планировании бюджета, получении источников дохода; имеют возможность проявить предпринимательскую инициативу. Полученные средства расходуются на культурно-массовые мероприятия, поощрение ребят за хорошую работу на пришкольном участке, приобретение семян. Все это поможет детям правильно планировать в будущем организацию личного подсобного хозяйства, бюджет семьи.

На педагогический коллектив ложится дополнительная работа, т.к. разработка и освоение новых программ требуют повышения квалификации, затрат времени и сил. Это осложняется тем, что в сельской местности нет возможности пользоваться услугами научных библиотек, приходится ездить в краевой центр. Оказывают помощь в работе информационно-методический центр при комитете образования, Краснодарский краевой институт повышения квалификации работников образования.

Основная масса сельских школ занимается профессиональной подготовкой в 10 — 11-х классах. Я же считаю, основываясь на реальной картине, что основы грамотного землепользования надо давать в основной школе.




В полной мере решить поставленные задачи затрудняет наличие некоторых проблем, и в первую очередь – слабая материальная база школы, которая сегодня не соответствует намеченным планам. Не всегда получается все так, как хотелось бы, так как нет своей техники. Мечта школы – иметь свой трактор, к нему – подвесное оборудование, вот тогда можно многие идеи сельскохозяйственных технологий претворять в жизнь. В перспективе хочется заниматься несколькими отраслями сельского хозяйства, кроме растениеводства – животноводством, иметь мини-ферму, пчеловодством – завести свою маленькую пасеку.

У детей, родителей, учителей есть желание работать в данном направлении. Это говорит о том, что село не должно умереть, у него есть будущее. И это будущее сегодня растит сельская школа. Воспитание, опирающееся на культурные традиции народа; обучение, основанное на лучших традициях, в том числе и землепользования; при этом внедрение новых технологий позволит решить задачи, которые стоят на сегодняшний день.



^





Глава 2. Трудовое обучение в сельской школе. 2.1. Программы Обустройство приусадебного хозяйства. VIII класс. Устройство парников (12 ч)
Теоретические сведения. Различные конструкции парников. Целесообразное расположение парников на участке. Деревянные и металлические элементы конструкции парников. Правила сборки и установки рамных конструкций парников. Способы монтажа прозрачных покрытий. Элементы автоматизации парников.

Практические работы. Разработка конструкции парника. Организация рабочего места. Подготовка необходимых инструментов и заготовок. Изготовление отдельных деталей парника. Подгонка деталей конструкции. Сборка и установка парника. Монтаж прозрачного покрытия. Контроль качества работ.

^ IX класс. Устройство погреба. (12 ч)

Теоретические сведения. Краткий обзор различных конструкций погребов. Правила выбора конструкции погреба в зависимости от местных условий. Целесообразное расположение погреба.

Подготовка котлована под погреб. Способы установки стен из различных материалов. Устройство пола. Правила монтажа потолочного перекрытия погреба. Размещение и оборудование отдушин. Внутреннее оборудование погреба, правила размещения и изготовления стеллажей.

Практические работы. Разработка конструкции погреба с учетом местных условий. Копание и подчистка котлована. Установка кирпичных стен. Монтаж потолочного перекрытия с теплоизоляцией и водоизоляцией. Насыпка верхнего слоя грунта. Изготовление внутреннего оборудования погреба. Контроль качества работ.


^ Сельскохозяйственные машины и механизмы.


VIII класс. Сельскохозяйственная техника.(34 ч)

Теоретические сведения. Классификация сельскохозяйственных машин. Почвообрабатывающие машины: плуги, культиваторы для сплошной обработки почвы, дисковые лущильники, дисковые и зубовые бороны и катки. Назначение, устройство, принцип действия. Подготовка почвообрабатывающих машин к работе. Правила безопасности труда при работе на почвообрабатывающих агрегатах.

Назначение, устройство и принцип работы машин для внесения органических и минеральных удобрений. Подготовка к работе. Защита окружающей среды от загрязнения при использовании удобрений. Безопасность труда при внесении удобрений.

Классификация посевных и посадочных машин. Назначение, конструктивные особенности зерновой сеялки, картофелесажалки и рассадопосадочной машины. Принцип работы посевных и посадочных машин. Подготовка посевных и посадочных машин к работе. Безопасность труда при работе на посевных и посадочных машинах.

Классификация почвообрабатывающих комбинированных машин и агрегатов. Назначение, устройство и принцип работы. Подготовка к работе. Ежесменное техническое обслуживание.

Безопасность труда при обслуживании почвообрабатывающих комбинированных машин.

Механизированный уход за растениями. Назначение, общее устройство, физические основы работы и ежесменного технического обслуживания машин для междурядной обработки почвы, опрыскивания и орошения. Правила безопасности труда при работе на машинах для ухода за растениями. Подготовка к работе.

Классификация машин для уборки трав и соломы. Назначение, общее устройство, принцип работы и ежесменное техническое обслуживание косилок, граблей, подборщика-копнителя. Подготовка к работе. Безопасность труда при работе на машинах для уборки трав и соломы.

Понятие об очистке и сортировке зерна. Роль механизации в обработке зерна после уборки. Использование зерноочистительных машин раздельно и в поточных линиях. Устройство и принцип действия машин для очистки и сортировки зерна. Подготовка к работе.

Назначение, общее устройство, принцип работы, технологические регулировки и еже - сменное обслуживание силосоуборочных комбайнов. Безопасность труда на машинах для уборки на силос кукурузы, подсолнечника и других культур.

Правильное определение состава сельскохозяйственных машин. Методы рационального использования машин. Эксплуатационные особенности комплексных агрегатов. Способы движения. Пути повышения производительности агрегатов.

Своевременное проведения обучения и инструктажа по технике безопасности, производственной санитарии. Продуманная организация труда. Обозначение опасных участков машин, ограждение и т.п. Агрегаты, узлы и детали машин, требующие особых условий хранения.

^ Практические работы. Установка плуга и культиватора на заданную глубину обработки почвы. Техническое обслуживание дискового лущильника.

Ознакомление с рабочим процессом разбрасывателя минеральных удобрений. Ежесменное техническое обслуживание разбрасывателей минеральных и органических удобрений.

Ознакомление с рабочим процессом зерновой сеялки, картофелесажалки, рассадопосадочной машины. Ознакомление с рабочим процессом почвообрабатывающих комбинированных машин и агрегатов. Проведение ежесменного технического обслуживания. Основные регулировки рабочих органов и установка на заданную глубину обработки почвы.

Ознакомление с рабочим процессом машин для ухода за растениями (культиватор, опыливатель, опрыскиватель), косилки, зерноочистительной машины, силосоуборочных комбайнов. Овладение комплексом мероприятий рационального использования сельскохозяйственной техники. Усвоение безопасных приемов обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники.

Трактор (34 ч.)


Теоретические сведения. Применение тракторов в сельском хозяйстве. Классификация тракторов. Понятие о тяговом классе тракторов. Общее устройство трактора.

Органы управления трактора. Контрольные приборы. Подготовка трактора к работе, пуск двигателя. Техника переключения передач, трогание с места, выполнение поворотов, торможение. Безопасность труда при пуске двигателя и вождении трактора.

Назначение двигателей внутреннего сгорания. Классификация двигателей. Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания. Основные понятия и определения: мертвые точки, ход поршня, рабочий объем, степень сжатия. Рабочие циклы четырехтактных карбюраторных и дизельных двигателей. Основные преимущества и недостатки дизелей по сравнению с карбюраторными двигателями. Общее устройство и рабочий цикл двухтактного карбюраторного двигателя. Работа многоцилиндровых двигателей. КПД и экономичность двигателей.

Назначение и устройство кривошипно-шатунного декомпрессного механизмов. Фазы газораспределения. Основные неисправности, их внешние признаки, причины, способы обнаружения и устранения. Техническое обслуживание механизмов двигателя. Правила безопасности труда.

Обоснование необходимости охлаждения двигателя. Тип систем охлаждения. Преимущества и недостатки жидкостного и воздушного охлаждения. Назначение, устройство и действие радиатора, водяного насоса, вентилятора, жалюзи (шторок), термостата. Основные неисправности, их признаки и способы обнаружения и устранения. Техническое обслуживание системы охлаждения. Антифриз.

Необходимость смазки трущихся поверхностей деталей. Масла, применяемые в двигателях внутреннего сгорания. Требования к маслам. Общее устройство и действие смазочной системы. Назначение, общее устройство и действие масляного насоса, масляных фильтров, масляного радиатора. Неисправности, их признаки, способы обнаружения, устранение. Техническое обслуживание смазочной системы.

Пусковые обороты двигателей. Условия воспламенения рабочей смеси в цилиндре двигателя. Способы пуска двигателя. Техническая характеристика пусковых двигателей. Основные неисправности, их признаки, причины, способы обнаружения и устранения. Техническое обслуживание системы пуска. Правила безопасности труда.

Назначение, устройство, расположение и взаимодействие основных частей систем питания дизельных двигателей. Основные требования к автомобильному бензину. Понятие о детонации. Октановое число.

Этилированные бензины. Требования к составу горючей смеси. Дизельное топливо, его свойства. Очистка топлива. Фильтры грубой и тонкой очистки топлива. Устройство и принцип действия топливного насоса, форсунок, воздухоочистителя. Устройство и принцип действия простейшего карбюратора. Назначение, устройство и действие однорежимного и всережимного регулятора. Устройство топливного бака, топливопроводов, впускного и выпускного трубопроводов и глушителя. Основные неисправности, их признаки, способы обнаружения и устранения техническое обслуживание системы питания. Правила безопасности труда. Значение правильного регулирования систем питания двигателей и защита воздушной среды от загрязнения. Пути экономии топлива..

Назначение и расположение механизмов трансмиссии трактора. Общее устройство и работа сцепления и коробки передач. Классификация сцеплений и коробок передач. Назначение и общее устройство промежуточного соединения.

Общее устройство и действие центральной (главной) передачи, конечных передач и тормозов. Техническое обслуживание и уход за задним мостом.

Ходовая часть.

Назначение и общее устройство остова. Понятие о базе трактора, дорожном пространстве.

Назначение, общее устройство и принцип действия навесной гидравлической системы трактора. Общее устройство и действие масляного насоса, распределителя, силового цилиндра, масляного бака арматуры и механизма навески. Общее устройство и действие вала отбора мощности.

Использование электрической энергии на тракторе. Устройство и действие аккумуляторной батареи, генератора переменного тока, контактно-транзисторного реле-регулятора, электрического стартера, свечи зажигания, систем освещения, сигнализации и зажигания.

Содержание ежесменного и первого технического обслуживания. Общие понятия о санитарии и гигиене труда. Безопасность труда при работе на тракторе. Причины несчастных случаев при работе на тракторах. Требования, предъявляемые к техническому состоянию трактора и работающему на нем. Меры первой помощи при несчастных случаях. Правила дорожного движения. Значение основных терминов: водитель, пешеход механическое транспортное средство, мотоцикл, велосипед, прицеп, полуприцеп, подъемная масса, дорога, проезжая часть, полоса движения, перекресток, железнодорожный переезд, населенный пункт, остановка, стоянка, обгон, уступить дорогу, преимущественное право. Общие обязанности пешеходов и пассажиров. Дорожная разметка и ее характеристика. Сигналы регулировщика, светофора.

^ Практическая работа. Ознакомление с основными сборочными единицами трактора, их назначением, расположением и взаимодействием.

Ознакомление с органами управления трактора, их назначением, расположением, взаимодействием. Ознакомление с общим устройством и принципом действия одноцилиндровых и многоцилиндровых двигателей. Ознакомление с общим устройством кривошипно-шатунного распределительного и декомпрессионного механизмов.

Частичная разборка, изучение устройства и сборка: водяного насоса и вентилятора; масляного насоса и масляной полнопоточной центрифуги; трансмиссии пуска; топливных фильтров, подкачивающего насоса и форсунки, топливного насоса высокого давления, карбюратора, однорежимного и всережимного регулятора и воздухоочистителя; сцепления, коробки передач; распределителя, масляного насоса и силового цилиндра.

Изучение общего устройства и принципа действия главной передачи и конечных передач. Частичная разборка, ознакомление с устройством ходовой части трактора.

Проведение ежесменного и первого технического обслуживания трактора.

Упражнения по закреплению знаний дорожных знаков, сигналов светофора и регулировщика, предупредительных сигналов водителя.

^ 2.2. Направленность исследовательских функций обучения.

Приоритет профильной дифференциации обучения сельских школьников закрепляется введением в учебные планы сельскохозяйственных профилей трудового обучения и трудовых политехнических практикумов по тематике, связанной с сельскохозяйственным производством и обслуживанием фермерского хозяйства.

В биолого-агрономическом (растениеводческом) направлении этим целям служат трудовые практикумы по основам агрономии и возделыванию сельскохозяйственных культур; в биолого-зоотехническом (животноводческом) - по основам животноводства и кормопроизводству; в техническом - по механизации технологических процессов в сельскохозяйственном производстве с использованием наиболее распространенных сельскохозяйственных машин и навесных орудий; в физико-техническом (автотракторном) - по практическому овладению первичными навыками эксплуатации, технического обслуживания и ремонта колесного трактора, автомобиля, сельскохозяйственных машин, навесных орудий и агрегатов. Практика показала, что, кроме выделения в учебном цикле профилирующих предметов, имеются и другие резервы более полного удовлетворения интереса учащихся к избранному направлению, углублению и расширению их знаний в этой области. В частности, это относится к факультативным курсам - важной составной части содержания всей подготовки учащихся по избранному профилю. Этим целям в растениеводческом направлении служат факультативные курсы: прикладная химия, законы физики в живой природе и в сельскохозяйственном производстве; в животноводческом направлении - сельскохозяйственные машины и заготовка кормов, приусадебное животноводство, электрооборудование животноводческих ферм; в техническом направлении - история развития техники, конструирование и техническое творчество, малогабаритная техника и ее использование в приусадебном хозяйстве; в автотракторном направлении - устройство и первичные навыки эксплуатации легкового автомобиля, гусеничного трактора и др.

Таким образом, предметное содержание образования по профилям сельскохозяйственного направления, наряду с общеобразовательной подготовкой учащихся, обеспечением их глубокими и разносторонними теоретическими и прикладными знаниями по блоку профилирующих предметов, позволяет обеспечить: а) практическое ознакомление учащихся в реальных производственных условиях с основными технологическими процессами в сельскохозяйственном производстве, с принципами устройства, правилами эксплуатации и технического обслуживания наиболее распространенных сельскохозяйственных орудий и механизмов; б) формирование у учащихся в процессе этой деятельности практических умений и первичных навыков выполнения основных технологических операций, позволяющих подготовить выпускников сельских школ к максимально быстрой их адаптации к условиям профессионального труда в сельскохозяйственном производстве или к продолжению образования в СПТУ, в специальных средних и высших учебных заведениях.

Рассмотрим это на примере класса с техническим профилем механизации технологических процессов в сельскохозяйственном производстве. Чего мы ждем от этих выпускников? Прежде всего - сформированности элементов логического и технического творческого мышления, простейших навыков в конструировании, рационализации. Видимо, нельзя признать, что цель углубленного обучения по этому направлению достигнута, если учащиеся не могут опознавать изученные законы по их проявлениям в технологических процессах промышленного и сельскохозяйственного производства, устанавливать причинные связи и зависимости в наблюдаемых явлениях и процессах, не умеют подводить наблюдаемый факт под общий закон или правило, распознавать общие элементы в конструкциях сложных машин или их системах. Цель не простая. Но возможность ее достижения обеспечивается системой знаний, которые получают школьники при изучении предусмотренных учебными планами общеобразовательных, профилирующих предметов и трудовых политехнических практикумов.

^ 2.3. План – конспекты уроков.


  1. Тема урока: Изготовление рамы модели культиватора (плоскореза).

Цели урока: а) образовательная: ознакомить учащихся с назначением культиватора в сельском хозяйстве, с приемами изготовления рамы модели;

б) воспитательная: продолжать формирование творческих начал у учащихся;

в) развивающая: развить у учащихся профессиональные интересы к сельскохозяйственной деятельности.


Объект изготовления: рама модели.


Оборудование, инструменты и материалы: слесарный верстак с принадлежностями, паяльник, плотная бумага, конторский клей, жесть, напильник, ножницы по металлу.


^ Ход занятия.


1.Организационная часть


Приветствие Приветствуют

Проверка присутствующих

Проверка одежды

Назначение дежурных


  1. Активизация прежних знаний


Вопросы Примерные варианты ответов:

1. Для чего предназначены культиваторы?

1. Культиваторы предназначены для рыхления почвы, подрезания сорняков, внесения удобрения и окучивания.

2. Назовите основные узлы культиватора

2. Основные узлы – рама, рабочие органы с пружинными предохранителями, стойка, лапа, тяги, рычаг, кронштейн, колесо, спица

3. Назовите рабочие органы для сплошной обработки почвы

3. а) универсальная стрельчатая лапа; б) рыхлительная лапа с жесткой стойкой; в) рыхлительная лапа с пружинной стойкой.




  1. ^ Организация процесса изучения нового материала.


Культиватор предназначен для рыхления почвы, подрезания сорняков, внесения удобрений и окучивания. Их можно разделить на культиваторы для сплошной и культиваторы для междурядной обработки почвы.

Сегодня на уроке мы будем изготавливать раму культиватора. Рамы модели изготавливают из самодельных жестяных уголков, швеллеров. Рама имеет две поперечные планки, которые образуют раму модели.

Работа с жестью будет значительно легче, если предварительно выполнить упражнение по изготовлению бумажного макета. После изготовления бумажного макета приступаем к изготовлению модели из жести. Сначала сделаем наброски на листовой жести, затем произведем разметку и начнем вырезать планки для соединения рамы. Когда планки для корпуса будут готовы, начнем производить сборку корпуса рамы. Для этого нам понадобится сварка. После сварки производится опиливание, затем, когда опиливание закончено, мы будем производить покраску. Аналогичным образом будем производить и последующие операции.


  1. ^ Формирование умений и навыков.


Сегодня мы на уроке «Технология» будем изучать назначение сельскохозяйственной машины «Культиватор», а также постараемся изготовить раму модели культиватора. Сначала продемонстрировал и объяснил технологическую карту по изготовлению рамы. После демонстрации подбираем подходящую по длине и ширине заготовку. Затем производим разметку и наносим размеры детали. Следующим этапом будет вырезание детали по заданным размерам, для этого нам понадобятся ножницы. Далее производим опиливание напильниками и наждачной бумагой. Сначала показывает учитель, затем пробуют в замедленном темпе, после начинаем изготовление изделия. Учитель контролирует выполнение и фиксирует ошибки , проводит текущий инструктаж.

Текущий инструктаж:

Учитель останавливает выполнение задания и проводит беседу с учащимися по исправлению ошибок в выполнении приемов, объясняя, по какой причине остановил работу, и указывает на ошибки. После объяснения показывая еще раз правильное выполнение и разрешает продолжить работу.

Заключительный инструктаж:

После окончания работы проверяю качество выполнения изделий и бракованных и дела общую характеристику работы, после чего подвожу общий итог урока.


  1. Подведение итогов занятия.

  1. Выставление оценок.

  2. Домашнее задание.

  3. Уборка кабинета.



Заключение


С тех пор как в школе исчезли подпорки всех идеологических структур, как исчезла система пионерской, комсомольской работы, в школе образовался вакуум, который не может сейчас быть заполнен окончательно. Сегодня школы представляют своеобразные учебные комбинаты, куда ребёнок приходит, чтобы изучить физику, химию, биологию … и уходит. Школа перестала быть воспитательным учреждением. Поэтому необходимо внести в школу искусство – в разных пропорциях, видах и формах. Вся идеология школьной работы, и профориентационной в том числе, должна строиться в первую очередь на культуре, традициях, эстетическом воспитании и художественном развитии. Где, если не в школе , можно дать эту культуру именно каждому ? Что, если не сельскохозяйственный труд, может воспитать у человека самые ценные качества?

Опираясь на материал, изложенный в данной работе , можно с уверенностью утверждать, что обучение сельскохозяйственному труду имеет огромное воспитательное значение, существует широкий спектр приемов и методов для осуществления этого процесса. Необходим достаточный профессиональный уровень и стойкое желание педагога, и желаемые результаты будут успешно достигнуты!


Список используемой литературы:


  1. Бондарев В.П.Выбор профессии: Из опыта работы центра профориентации молодёжи Ленинграда.,М.Педагогика,1989.

  2. Бака И.И.Техническое творчество учащихся 9 и 10 классов,К.,Рад.школа.,1984.

  3. Внеклассная работа по труду.М.,Просвещение,1981.

  4. Единство обучения и воспитания в процессе подготовки у труду молодёжи. Под ред. Варнаковой Е.Д.М.,1972.

  5. Журавлёва А.П., Болотина Л.А.Начальное техническое моделирование.М., Просвещение,1982.

  6. Йовайша Л.А.Проблемы профориентации школьников.М., Педагогика, 1983.

  7. Кочнев В.И. Обучение конструированию на уроках труда.М.,Просвещение, 1976.

  8. Нравственное воспитание школьников в труде. М., Просвещение,

  9. Опыт профориентации школ в условиях дифференцированного обучения. Школа и производство № 1,1991.

  10. Профориентация старших школьников в процессе трудового обучения. М.Просвещение,1972.

  11. Техническое моделирование на занятиях в учебных мастерских. М., Просвещение, 1968.



onkopatologiya-i-morfologiya-molodezh-i-medicinskaya-nauka-v-xxi-veke-30-marta-1-aprelya-2011-goda-g-kirov.html
onlajn-biblioteka-stranica-18.html
onlajn-gazeta-gkarcag-vengriya-22-sentyabrya-2009-g-novaya-pravovaya-koncepciya-kazahstana.html
onlajnovaya-revolyuciya-v-nauke-nachinaetsya.html
online-itogi-13022006-007-str-54-rosenergo-prorochit-otziv-zakona-o-nedrah-31.html
ono-dano-sudboyu-stranica-3.html
  • spur.bystrickaya.ru/kriminologicheskij-analiz-latentnoj-prestupnosti.html
  • essay.bystrickaya.ru/dinamika-uchastiya-i-pobed-uchashihsya-shkoli-v-olimpiadah-i-konkursah-municipalnoe-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-gendernie-aspekti-professionalnoj-deyatelnosti-i-obshie-differencialno-psihologicheskie-aspekti-professionalnoj.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-13-upravlenie-finansovimi-rezultatami-deyatelnosti-predpriyatij-1-sushnost-i-funkcii-deneg-denezhnoe-obrashenie.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-kaznachejskoj-sistemi-ispolneniya-byudzheta-chast-9.html
  • studies.bystrickaya.ru/as-pushkin-20-chas-rabochaya-programma-po-literature-5-9-klassi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nekotorie-priemi-kniga-adresovana-vsem-zanimayushimsya-prodazhami-ot-menedzherov-visshego-zvena-do-torgovih-agentov-i-prodavcov.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-referatov-po-discipline-municipalnaya-sluzhba-i-kadrovaya-politika.html
  • lecture.bystrickaya.ru/99942-apophis-2004-mn4-approach-to-the-earth-in-2029-sankt-peterburgskij-nauchnij-centr-vserossijskaya-konferenciya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sroki-ispolzovaniya-razlichnih-form-kontrolya-znanij-primer-rabochaya-programma-po-uchebnoj-discipline-finansi-i.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iv-chrezvichajnie-dohodi-i-rashodi-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-za-ii-kvartal-2003-g.html
  • bukva.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-modulya-po-discipline-patologicheskaya-anatomiya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lavuaze-antuan-loran.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-otkrovenie-dushi-viktor-yurevich-kuvshinov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-standartizaciya-i-sertifikaciya-v-industrii-turizma-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • report.bystrickaya.ru/klassifikator-vidov-deyatelnosti-stranica-5.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-dvenadcat-dzh-edvard-griffin-mir-bez-raka-istoriya-vitamina-v17-preduprezhdenie-cel-etoj-knigi-sostoit-v.html
  • pisat.bystrickaya.ru/spravochnik-ob-uchrezhdeniyah-nachalnogo-i-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-g-kalugi.html
  • spur.bystrickaya.ru/materiali-po-obosnovaniyu-shemi-territorialnogo-planirovaniya-stranica-4.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vi-narechie-das-adverb-uchebnoe-posobie-otvetstvennij-redaktor-kandidat-filologicheskih-nauk-o-f-mironova-moskva-yurist.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/problema-iskusstvennogo-intellekta.html
  • education.bystrickaya.ru/11-proverka-prakticheskih-navikov-dispetchera-3-lista-rukovodstvo-po-professionalnoj-podgotovke-personala-obsluzhivaniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/finansovij-rinok-5.html
  • pisat.bystrickaya.ru/spravochnik-rabot-i-professij-rabochih-etks-vipusk-46-razdel-shvejnoe-proizvodstvo.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-kniga-na-sajte.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/b-postanovleniya-russkogo-zakonodatelstva-nachala-russkogo-gosudarstvennogo-prava.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sofi-kinsella-shopogolik-i-bebi-stranica-7.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-o-polozhenii-detej-v-omskoj-oblasti-v-2011-godu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-080109-vseh-form-obucheniya-sostavitel-z-d-morozova-stranica-6.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravil-a-razrabotki-gosudarstvennogo-doklada-o-polozhenii-detej-i-semej-imeyushih-detej-v-rossijskoj-federacii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tehnologiya-montazha-truboprovodov-iz-cvetnih-metallov-i-ih-splavov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-xiv-zemelnij-nalog-statya-nalogovoe-zakonodatelstvo-azerbajdzhanskoj-respubliki-nalogovoe-zakonodatelstvo.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskie-raboti-godovoj-otchet-oao-yakutskgeofizika-za-2010-god.html
  • thesis.bystrickaya.ru/postanovlenie-ot-10-sentyabrya-2009-g-n-720-ob-utverzhdenii-tehnicheskogo-reglamenta-o-bezopasnosti-kolesnih-transportnih-sredstv-v-red-postanovleniya-pravitelstva-rf-ot-10-09-2010-n-706-stranica-24.html
  • pisat.bystrickaya.ru/struktura-dzhainskoi-obshini-obichai-kak-uzhe-ukazivalos-vsya-dzhajnskaya-obshina-razdelilas-na-dve-bolshie-sekti-digambarov-i-shvetambarov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.