.RU

Письма Старец Паисий Святогорец


Старец Паисий Святогорец


Письма


По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II


Содержание


Предисловие к русскому изданию

От греческих издателей

Письмо в виде завещания. В исихастирий святого евангелиста Иоанна Богослова, Суроти

Письмо первое. К новоначальным

Миссия монаха

Подготовка в миру

О хранении душевной и телесной чистоты

Духовное чтение

Приготовление родителей, братьев и сестер

Семейные обязанности

Удаление от мира

Избрание монастыря

Монашество и мирское мудрование

Начало монашеского жития

Послушание

Контакты с посетителями и братиями

Пользование келлией

Осторожность за пределами келлии

Непрестанная молитва и познание самого себя

Духовное чтение

Подвижничество

Рассудительность в отношении поста

Поклоны

Рассудительность в отношении сна

Внимание в духовном подвиге

Духовная радость

Покаяние

Письмо второе. Маленькое благословение — немного "орешков"

Монашество

Любовь

Смирение

Молитва

Богословие

Отцы Церкви

Гордость

Искушения

Святость

Рассуждение

Письмо третье. Духовные лекарственные травы

Письмо четвертое. Горсть опыта — семечки, поджаренные на огне искушений

Письмо пятое. О девстве и любви

Письмо шестое. Блаженства



^ Предисловие к русскому изданию
Блаженной памяти старец Паисий пользуется большой известностью и почитанием во всем православном мире. На русском языке выходили его книги: "Преподобный Арсений Каппадокийский", "Отцы-святогорцы и святогорские истории", "Духовное пробуждение" (II том его "Слов") и книги, посвященные ему: "Когда чужая боль становится своей" и "Архондарик под открытым небом" священника Дионисия Тациса, а также другие публикации.

Настоящая книга представляет собой собрание писем, адресованных старцем сестрам монастыря святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Суроти (Фессалоники), основателем которого он был и насельниц которого духовно окормлял до самой своей кончины. Главное внимание в этих письмах уделено монашеской жизни, и ступившие на путь иночества или готовящиеся к этому найдут для себя в них бесценное сокровище духовного опыта и мудрые наставления, помогающие в деле спасения души. Благочестивые миряне также могут получить от чтения писем великую пользу, поскольку, по словам старца, евангельский идеал и заповеди Христовы едины для всех нас.

Поучения старца проникнуты подлинно святоотеческим духом и передают важнейшие духовные истины, ибо учение святых отцов он глубоко воспринял и воплощал в своей собственной жизни. Написаны они простым языком, с остроумием и подчас с юмором. Старец часто использует сравнения, метафоры и игру слов, выражая свои мысли своеобразно и ярко.

Надеемся, что, по молитвам старца Паисия, его книга в переводе на русский язык поможет нашим читателям в их духовной жизни и спасении души.

Издательство просит молитв о упокоении души рабы Божией Дэспины Сурмели-Киустелиду, оказавшей большую помощь в издании этой книги.

^ От греческих издателей
Эти письма были написаны блаженным старцем Паисием († 1994) и отправлены им в исихастирий святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Они были подготовлены к изданию за несколько месяцев до смерти старца, однако он просил издать их после его кончины с приложением его завещания, удостоверяющего и подтверждающего подлинность и сохранность текста писем.

Исихастирий1 святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Успение Божией Матери, 1994 г.

^ Письмо в виде завещания. В исихастирий святого евангелиста Иоанна Богослова, Суроти
Сегодня, 2 февраля 1988, на Сретение Господне, я счел своевременным написать и послать это письмо в исихастирий святого евангелиста Иоанна в Суроти старице Филофее с сестрами как своего рода завещание, ибо не знаю, когда умру, и не хочу, чтобы после моей смерти возникли какие-то проблемы.

  1. Исихастирию святого евангелиста Иоанна в Суроти, старице Филофее с сестрами, принадлежат святые мощи преподобного Арсения Каппадокийского и право повторного издания двух написанных мною книг: "Отец Арсений Каппадокийский"2 и "Старец Хаджи-Георгий Афонский".

  2. Тот же исихастирий святого евангелиста Иоанна в Суроти имеет право на издание всех моих неизданных тетрадей и писем, посланных мною в свое время, а также записей, сделанных сестрами во время наших общих бесед. Таким образом, на все, написанное мною с 1967 до нынешнего 1988 года и до самой моей смерти, имеют права, о которых я сказал выше, только старица Филофея с сестрами, живущие в исихастирий святого евангелиста Иоанна в Суроти. Другие сестры, уехавшие в Александруполис3 с отцом Поликарпом, не имеют на это права, потому что не послушались моего совета и, очевидно, не получили пользы от всего того, чему я учил их многие годы. Поэтому теперь я только молюсь о том, чтобы им помог Христос. Аминь.

Итак, сегодня, в день Сретения Господня, в присутствии отцов, подтверждающих это мое письмо своими подписями, и невидимо пребывающего с нами Христа, я пишу и посылаю его и прошу, чтобы все упоминаемое мною в нем было принято со вниманием и соблюдено. Молюсь, чтобы вы сподобились доброго свидетельства в день Суда Божия и вечного Царства Христова. Аминь.

С великой любовью о Христе монах Паисий. Святая Гора. "Панагуда", келлия монастыря Кутлумуш4.

Свидетели отцы:

  1. иеромонах Паисий;

  2. иеромонах Арсений;

  3. монах Исаия.



^ Письмо первое. К новоначальным
Калива5 Честнаго Креста, 19.3.1973 г.

Сестра старица Филофея, благословите!

Я написал это письмо, сшитое в тетрадь6, чтобы послать в Афины молодым людям, которые хотят стать монахами и которые много раз просили меня о помощи, потому что, помимо трудностей от плачевного мирского окружения и мирского образа мыслей их родителей, еще большее зло им принесли своими протестантскими идеями некие духовники-иеромонахи, повторяющие всякие нелепости некоторых модернистских монастырей и монахов нашего времени. Однако в конце концов я это письмо не отправил, и одной из самых серьезных причин этого была боязнь сделать Капсалу7 местом духовного туризма.

Я решил сжечь его, но пожалел, потому что трудился три дня, чтобы написать его, а также поскольку видел в нем нечто доброе, что может помочь сестрам в их ежедневном подвиге.

Надеюсь, что вы меня правильно поймете и не осудите за головомойку, которую я устроил, потому что нужно было показать, что такое православное монашество, чтобы эти модернисты увидели свое бедственное положение, устыдились и в будущем перестали говорить протестантские глупости.

Радуйтесь8.

^ Ваш брат монах Паисий.

Первая седмица святой четыредесятницы 1973 года.


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу

Перед тем как моя неумелая рука начнет писать, хорошо будет попросить прощения у всех благочестивых читателей за то, что я, безграмотный, дерзаю писать, тогда как и греческого языка не знаю достаточно хорошо. Возможно, то, что я делаю, показывает, что со мной что-то не в порядке, но я, к сожалению, не знаю причины этого. Мне кажется, что я пишу из-за сочувствия к новоначальным монахам, однако откуда мне знать, не был ли причиной этого мой огромный скрытый эгоизм, которого сам я не смог различить? Поэтому прошу вас: если это так, молитесь, чтобы Бог помиловал меня.

То, что я испытываю сочувствие к новоначальным монахам и тревогу за них, — правда, потому что, будучи новоначальным, я много пострадал, прежде чем обрел то, чего желал. Естественно, никто не был виноват в том, что я страдал, кроме множества моих грехов (я страдал, чтобы расплатиться хотя бы за некоторые) и равным образом моей неотесанности, бывшем второй причиной того, что я страдал, ибо я вверял себя первому встречному. Благодарю Бога за все, потому что все мне было очень полезно. Кроме ржавчины ветхого моего человека, которую сбивали эти удары, и опыта, который они мне оставили, они умягчили мое жестокое сердце, и я с состраданием молюсь за новоначальных, чтобы они сразу же нашли подходящие условия и стали благоискусными согласно своему призванию.

Итак, одна из главнейших причин, по которой страдают новоначальные, состоит в том, что они не находят подходящих старцев, которые могли бы им помочь, так как большинство из нас, к сожалению, старики, а не старцы. Естественно, что и суждения у новоначальных детские, потому они и ошибаются. Например, новоначальный сразу же приходит в умиление, когда видит немощного монаха, потому что думает, что он большой подвижник, или, если у него длинная и седая борода, он кажется ему очень почтенным, и новоначальный на основании этих критериев сразу же вверяет ему себя и, хотя начало его пути было хорошим, плывет не в ту сторону. Спасшись от бурного моря житейского и взяв курс к пристани, но не умея правильно рассуждать, он часто садится на дряхлый корабль и терпит кораблекрушение или вверяет себя неопытному капитану, который топит его в пучине морской.

Простите меня за то, что говорю резко, и за всякое еще более суровое слово, которое встретите далее, так же как и за всю мою грубость, которая, вероятно, у меня есть, ибо человеку нелегко увидеть ее самому, но обычно другие со стороны видят ее более ясно. Также я хотел бы, чтобы вы помолились, дабы Бог помиловал меня и я смог бы жить хотя бы отчасти так, как пишу, потому что я только составил себе понятие обо всем этом. И да укрепит меня Бог положить начало, потому что я, к сожалению, до сих пор нахожусь в чине стариков, а не старцев. Но я не теряю надежды, потому что у меня есть много знакомых, которые за меня молятся, и Благий Бог поможет мне по их молитвам.


polozhenie-o-konferencii-pravila-podgotovki-rabot-i-tezisov-a-takzhe-informaciyu-dlya-uchastnikov-sm-na-sajte-www.html
polozhenie-o-konkurse-arhitekturnih-idej-territorii-iniciativnoj-molodezhi-biryusa.html
polozhenie-o-konkurse-bitva-talantov.html
polozhenie-o-konkurse-detskih-risunkov-o-chem-rasskazala-skazka.html
polozhenie-o-konkurse-detskogo-risunka-prazdnichnoe-nastroenie.html
polozhenie-o-konkurse-fitnes-klubov-fitnes-bitva-2012.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/setevie-operacionnie-sistemi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-etom-razdele-oboznacheni-voprosi-v-kotorih-mi-ne-razobralis-7-volk-i-struktura-rusi-ordi.html
  • reading.bystrickaya.ru/lezvie-britvi-stranica-6.html
  • college.bystrickaya.ru/1-3s-s-k-1-48-11-eeiih-i-raiizgi-ieliks-r-paturi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/telegramma-sekretarya-ck-kpb-u-s-kosiora-skij-universitet-p-t-firov-ukrainskaya-tragediya-1932-1933-gg-sobitiya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/strategya-marketingu-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-programma-uchebno-issledovatelskoj-i-proektnoj-deyatelnosti-na-stupeni-osnovnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/the-verb-in-the-indicative-mood-in-one-of-the-present-tenses-expresses-a-real-condition-and-a-real-consequence.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nalog-na-imushestvo-predpriyatij-4.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-kursa-dlya-gosudarstvennih-universitetov-specialnost-0702-istoriya.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-mezhregionalnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-8-11-fevralya-2011-g-petropavlovsk-kamchatskij.html
  • predmet.bystrickaya.ru/situacionnie-harakteristiki-svyazani-s-razmerom-gruppi-ee-prostranstvennim-raspolozheniem-zadachami-reshaemimi-gruppoj-i-sistemoj-voznagrazhdeniya-primenyaemoj-v-gruppe.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voenno-patrioticheskoe-v-ospitanie-uchashihsya-v-siverskoj-gimnazii.html
  • control.bystrickaya.ru/e-e-nosenko-predstavleniya-evreev-o-demonah-zlih-duhah-i-prochej-nechistoj-sile-ih-genezis-evolyuciya-i-nekotorie-osobennosti-v-sefardskih-i-vostochnih-obshinah-stranica-4.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vtoraya-ezhegodnaya-studencheskaya-nauchnaya-konferenciya-mirovaya-ekonomika-razvitie-rinochnih-institutov-22-marta-2005-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/u-otdela-vooruzheniya-tri-osnovnie-zadachi-pervaya-snabzhat-organi-i-podrazdeleniya-vnutrennih-del-oruzhiem-boepripasami-specsredstvami-bronezhiletami-voenno.html
  • lesson.bystrickaya.ru/professionalnoe-psihoterapevticheskoe-kredo-soderzhanie-ponyatiya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-202-frunzenskogo-r-na.html
  • college.bystrickaya.ru/3-svedeniya-poluchennie-v-rezultate-posesheniya-filtracionnih-punktov-i-sledstvennih-izolyatorov.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-stranica-14.html
  • studies.bystrickaya.ru/istoriya-issledovaniya-nlo-chast-7.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-chlenov-obedineniya-proizvoditelej-zheleznodorozhnoj-tehniki.html
  • report.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-v-8-klasse-rabochaya-programma-po-kursu-okruzhayushij-mir-dlya-4-klassa-uchitelya-biologii-i-himii.html
  • literature.bystrickaya.ru/bs-v15ocenka-i-obzor-statya-35-russian-original-english-konferenciya-storon-konvencii-o-biologicheskom-raznoobrazii.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-po-specialnosti-ultrazvukovaya-diagnostika-minsk-belmapo.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predislovie-stranica-6.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sovremennie-metodi-diagnostiki-i-lecheniya-kozhnih-boleznej-i-infekcij-peredavaemih-polovim-putem.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-koncepciya-inklyuzivnogo-detskogo-sada-t-p-medvedeva-vozmozhnosti-integracii-dlya-detej-raznogo-vozrasta.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchitelya-anglijskogo-yazika-tkachenko.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predislovie-avtora-pervichnie-padezhnie-formi-1-23.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vse-na-chem-vi-fokusiruetes-dostatochno-dolgoe-vremya-stanovitsya-pravdoj-eto-zakon.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-rostovskoj-oblasti-v-dtp-s-uchastiem-avtobusa-postradali-3-cheloveka-v-tom-chisle-rebenok-internet-resurs-yugregionru-29082011.html
  • literatura.bystrickaya.ru/risk-kak-ekonomicheskaya-kategoriya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-xi-b-l-smirnov-ashhabad-1978-g-izdatelstvo-ilim.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-21-dekabrya-2009-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.