.RU

Основного общего образования по физике

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

(7—9 классы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования по физике с учетом Примерной программы основного общего образования, программой Л. Э. Генденштейна. В этих документах сформулированы цели изучения физики в основной школе:

Обязательный минимум содержания образования основных образовательных программ по физике.
Обязательный минимум по физике представлен в форме набора предметных тем, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Обязательный минимум по физике распределяет учебный материал по ступеням общего образования, обеспечивает их преемственность и представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях образования.

Обязательный минимум по физике не устанавливает последовательность изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы.

В обязательном минимуме по физике прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом итогового контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Механическое движение. Система отсчета и относительность движения. Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окружности. Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное падение. Вес тела. Невесомость. Центр тяжести тела. Закон всемирного тяготения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Условия равновесия тел.

Простые механизмы. Коэффициент полезного действия

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука и высота тона.

Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействия тел, передачи давления жидкостями и газами, плавания тел, механических колебаний и волн; объяснение этих явлений на основе законов динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, закона всемирного тяготения, законов Паскаля и Архимеда.

Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы, плотности вещества, силы, давления, работы, мощности, периода колебаний маятника.

Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движении, силы упругости от удлинения пружины, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, силы трения от силы нормального давления, условий равновесия рычага.

Практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; использования простых механизмов в повседневной жизни.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: весов, динамометра, барометра, простых механизмов.
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи; объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах.

Измерение физических величин: температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости, удельной теплоты плавления льда, влажности воздуха.

Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества.

Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: термометра, психрометра, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения.

Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействия электрических зарядов и магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, теплового действия тока, электромагнитной индукции, отражения, преломления и дисперсии света; объяснение этих явлений.

Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока, фокусного расстояния собирающей линзы.

Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: электростатического взаимодействия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с током, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения.

Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра, динамика, микрофона, электрогенератора, электродвигателя, очков, фотоаппарата, проекционного аппарата.

КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада.

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Наблюдение и описание оптических спектров различных веществ, их объяснение на основе представлений о строении атома.

Практическое применение физических знаний для защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности.
В основной школе физика изучается на уровне знакомства с физическими явлениями и законами природы («Механические явления», «Тепловые явления», «Электромагнитные явления», «Квантовые явления»), а на старшей ступени – на уровне знакомства с основами физических теорий («Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Квантовая физика»). Такой подход соответствует познавательным возможностям учащихся соответствующего возраста, их математической подготовке.
Физика является наиболее общей из наук о природе: именно при изучении физики ученик открывает для себя основные закономерности природных явлений и связи между ними. И цель обучения — не запоминание фактов и формулировок, а формирование «человека познающего», то есть такого, который любит думать, сопоставлять, ставить вопросы и делать выводы.

Порядок изложения учебных тем в данной программе учитывает возрастные особенности учащихся и уровень их математической подготовки.
В 7-м классе особое внимание необходимо уделить формированию у учащихся основ научного подхода к изучению природы, рассмотрению примеров проявления закономерностей в явлениях природы и пониманию сущности законов природы как наиболее общих из этих закономерностей. Полезно в максимально возможной степени — особенно на начальном этапе — связывать изучение физики с пониманием окружающего мира, в том числе с «чудесами» техники, которыми учащиеся пользуются каждый день.

В начале изучения физики целесообразно рассматривать явления и факты, которые не только удивляют учеников, но и находят убедительное объяснение с помощью открытых законов природы.

При решении задач надо обращать внимание обучающихся прежде всего на понимание сути физических явлений и примеров построения математических моделей, принципа записи физических закономерностей в виде формул, в частности, на то, что любая буква в формуле может рассматриваться как неизвестная величина, если известны остальные входящие в эту формулу величины.

Желательно начинать изложение каждой новой темы с конкретных наглядных и понятных ученикам примеров, и только после их рассмотрения формулировать определения и закономерности — лучше всего совместно с обучающимися.
В 8-м классе при изучении физики желательно уделять больше внимания разбору и решению задач. Педагогам и методистам хорошо известно, что понимание учениками физики приходит не сразу, а постепенно, во многом — благодаря многократному и всестороннему рассмотрению «учебных ситуаций» при решении задач. В результате у учащихся формируется физическая интуиция — главное условие понимания физики — и создаётся положительное отношение к этому важному предмету.

Уровень математической подготовки учащихся в 8-м классе еще невелик. Поэтому темы второго года обучения содержат простые в математическом отношении модели, например: уравнение теплового баланса, закон Ома для участка цепи, ход световых лучей при отражении от зеркала и при прохождении сквозь линзы.

Вопросы, связанные с электромагнитными волнами, в 8-м классе рассматриваются в обзорном порядке: здесь нет доступных для школьников простых моделей, позволяющих формулировать расчётные задачи. Важно, чтобы ученики поняли главное: электрическое и магнитное поля могут взаимно порождать друг друга и благодаря этому удаляться на огромные расстояния от

породивших их электрических зарядов. Это и есть электромагнитные волны, которые обеспечивают теле - и радиосвязь (можно указать на популярные среди учащихся средства связи, например мобильные телефоны).
В 9-м классе перед учениками надо ставить новые, более сложные задачи. Важнейшая из них — умение строить и исследовать математические модели, поскольку школьники уже знакомы с векторами и действиями с ними, со свойствами линейной и квадратичной функций.

Отработанным годами «полигоном» для обучения построению и исследованию математических моделей являются основы механики. Здесь с помощью нескольких простых в математическом смысле соотношений — трёх законов Ньютона и выражений для сил упругости, тяготения и трения — можно сформулировать и подробно рассмотреть много «учебных ситуаций». Поэтому значительная часть учебного года посвящена изучению основ механики и решению задач по этой теме.

Во втором полугодии рассматривается тема, которая для 9-го класса является, по существу, вводной: «Атомы и звёзды». Расчётных задач в этой теме нет, поэтому при ее изучении важно сделать акцент на мировоззренческие вопросы, показать, что природа неисчерпаема как в малом, так и в огромном. Рассматривающиеся здесь явления и законы изучены в последнее столетие, а некоторые — даже в последние десятилетия. Желательно, чтобы при изучении таких тем у учащихся сформировалось представление, что «наука не является и никогда не станет законченной книгой» (А. Эйнштейн). Хорошо, если ученики проникнутся при этом идеей познаваемости Вселенной и гордостью за человеческий разум, который смог проникнуть вглубь материи и в необъятные просторы Вселенной.

Предлагаемая программа реализуется с помощью учебно-методических комплектов (УМК).

УМК для каждого класса включает:

учебник;

задачник;

методические материалы для учителя;

тетрадь для контрольных и лабораторных работ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7 класс

(70 ч; 2 ч в неделю)
1. Физика и физические методы изучения природы (7 ч)

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Научный метод. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Лабораторные работы

  1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

  2. Измерение линейных размеров тел и площади поверхности.

  3. Измерение объёма жидкости и твёрдого тела.


2. Строение вещества (4 ч)

Атомы. Молекулы. Размеры молекул и атомов. Движение и взаимодействие молекул. Броуновское движение. Диффузия. Три состояния вещества. Молекулярное строение газов, жидкостей и твёрдых тел. Кристаллические и аморфные тела. Объяснение свойств вещества на основе его молекулярного строения.

Демонстрации

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.

Сохранение объёма жидкости при изменении формы сосуда.

Сцепление свинцовых цилиндров.
3. Движение и взаимодействие тел (22 ч)

Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Графическое представление движения. Неравномерное движение. Средняя скорость.

Взаимодействие тел. Масса. Закон инерции. Измерение массы взвешиванием. Плотность.

Сила. Сложение сил. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Центр тяжести тела. Сила тяжести и всемирное тяготение. Вес тела. Невесомость. Центр тяжести тела. Закон Гука. Равнодействующая. Силы трения. Силы трения скольжения, покоя и качения.

Демонстрации

Механическое движение.

Относительность движения.

Равномерное прямолинейное движение.

Неравномерное движение.

Взаимодействие тел.

Явление инерции.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Невесомость.

Сила трения.

Лабораторные работы

  1. Измерение скорости движения тела.

  2. Измерение массы тел.

  3. Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей.

  4. Конструирование динамометра и нахождение веса тела.

  5. Измерение коэффициента трения скольжения.


4. Давление. Закон Архимеда. Плавание тел (16 ч)

Давление. Давление твёрдых тел. Давление жидкости. Зависимость давления жидкости от глубины. Закон сообщающихся сосудов. Давление газа. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Зависимость атмосферного давления от высоты.

Гидравлические машины. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Воздухоплавание. Плавание судов.

Демонстрации

Зависимость давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Закон Паскаля. Зависимость давления жидкости от глубины.

Сообщающиеся сосуды.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

Гидравлический пресс.

Закон Архимеда.

Лабораторные работы

9. Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание.

10. Условия плавания тел в жидкости.
5. Работа и энергия (17 ч)

Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. «Золотое правило» механики. Рычаг. Условия равновесия рычага. Условия равновесия тел. Момент силы. Правило моментов. Нахождение центра тяжести тела.

Работа. Мощность. Коэффициент полезного действия механизмов. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии.

Демонстрации

Простые механизмы. Блоки, рычаг, наклонная плоскость.

Равновесие рычага.

Закон сохранения механической энергии.

Модели вечных двигателей.

Лабораторные работы

11. Изучение условия равновесия рычага.

12. Нахождение центра тяжести плоского тела.

13. Определение КПД наклонной плоскости.

Итоговое тестирование (1ч)

Подведение итогов учебного года (1ч)

Резерв учебного времени (2 ч)
8 класс

(70 ч; 2 ч в неделю)
1. Тепловые явления (17 ч)
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

Тепловые явления. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Количество теплоты. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. Температура плавления.

Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Преобразование энергии при работе теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации

Принцип действия термометра.

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и теплопередаче.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путём излучения.

Сравнение удельных теплоёмкостей различных веществ.

Явления плавления и кристаллизации.

Явление испарения.

Кипение воды.

Постоянство температуры кипения жидкости.

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

Устройство четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания.

Устройство паровой турбины.

Лабораторная работа

1. Измерение удельной теплоёмкости вещества.
2. Электромагнитные явления (30 ч)

Электризация тел. Строение атома и носители электрического заряда. Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Элементарный электрический заряд. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие зарядов.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Напряжение.

Постоянный электрический ток. Условия существования тока. Источники постоянного тока. Источники тока. Действия электрического тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое сопротивление. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр. Напряжение. Измерение напряжения. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Реостаты.

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Киловатт-час. Короткое замыкание и предохранители.

Полупроводники и полупроводниковые приборы.

Магнитные взаимодействия. Взаимодействие постоянных магнитов. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электромагниты. Электромагнитное реле. Электродвигатель. Действие магнитного поля на рамку с током. Электроизмерительные приборы. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы.

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Типы электростанций и их воздействие на окружающую среду.

Колебательный контур. Теория Максвелла. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения.

Демонстрации

Электризация тел.

Два рода электрических зарядов.

Устройство и действие электроскопа.

Проводники и изоляторы.

Электризация через влияние.

Перенос электрического заряда с одного тела на другое.

Закон сохранения электрического заряда.

Источники постоянного тока.

Составление электрической цепи.

Измерение силы тока амперметром.

Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвлённой электрической цепи.

Измерение напряжения вольтметром.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Реостат и магазин сопротивлений.

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи. Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Устройство электродвигателя.

Лабораторные работы

2. Сборка электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения.

3. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления.

4. Изучение последовательного соединения проводников.

5. Изучение параллельного соединения проводников.

6. Изучение теплового действия тока и нахождение КПД электрического нагревателя.

7. Изучение магнитных явлений.

8. Наблюдение и изучение явления электромагнитной индукции. Принцип действия трансформатора.
3. Оптические явления (18 ч)

Элементы геометрической оптики. Действия света. Источники света. Скорость света.

Закон прямолинейного распространения света. Тень и полутень. Солнечные и лунные затмения.

Отражение и преломление света. Закон отражения света. Отражение света. Зеркальное и диффузное отражения света. Законы отражения света. Плоское зеркало. Изображение в зеркале. Преломление света. Законы преломления света. Преломление света в плоскопараллельной пластинке и призме.

Плоское зеркало.

Линзы. Типы линз. Основные элементы линзы. Собирающие и рассеивающие линзы. Фокусное расстояние линзы. Построение изображения в линзах. Фотоаппарат и видеокамера. Глаз как оптическая система. Недостатки зрения и их исправление. Оптические приборы. Микроскоп и телескоп.

Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Цвет. Как глаз различает цвета.

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Демонстрации

Источники света.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Преломление света.

Ход лучей в собирающей линзе. Ход лучей в рассеивающей линзе.

Получение изображений с помощью линз.

Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Модель глаза.

Дисперсия белого света.

Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы

9. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

10. Исследование явления преломления света.

11. Изучение свойств собирающей линзы.

12. Наблюдение явления дисперсии света.

Обобщающее повторение (2ч)

Итоговое тестирование (1ч)

Подведение итогов учебного года (1ч)

Резерв учебного времени (1 ч)

9 класс

(70 ч; 2 ч в неделю)

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (46 ч)

  1. Механическое движение (11 ч)


Механическое движение. Система отсчета и относительность движения. Траектория и путь. Перемещение. Сложение векторов. Скорость прямолинейного равномерного движения. Графики зависимости пути и скорости от времени. Средняя скорость неравномерного движения. Мгновенная скорость.

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Зависимость скорости и пути от времени при прямолинейном равноускоренном движении.

Движение по окружности. Период и частота обращения. Направление скорости при движении по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности.

Демонстрации

Механическое движение. Относительность движения. Равномерное прямолинейное движение. Неравномерное движение. Равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности.

Лабораторные работы

  1. Изучение прямолинейного равномерного движения.

  2. Изучение прямолинейного равноускоренного движения.


2. Законы движения и силы (16 ч)

Взаимодействия и силы. Силы в механике. Сила упругости. Измерение и сложение сил.

Инерция. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Масса. Сила тяжести и ускорение свободного падения. Третий закон Ньютона.

Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей. Первая и вторая космические скорости. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя.

Демонстрации

Взаимодействие тел.

Явление инерции.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сложение сил.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Невесомость.

Сила трения.

Лабораторные работы

  1. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

  2. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом.

  3. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины.

  4. Измерение жесткости пружины.

  5. Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.


3. Законы сохранения в механике (10 ч)

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Импульс тела и импульс силы.

Механическая работа. Мощность. Механическая энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения механической энергии.

Демонстрации

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Изменение энергии тела при совершении работы. Превращения механической энергии из одной формы в другую. Закон сохранения энергии.

Лабораторная работа

8. Измерение мощности человека.
4. Механические колебания и волны (9 ч)

Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Математический и пружинный маятники. Механические волны. Превращения энергии при колебаниях. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Продольные и поперечные волны. Длина волны, скорость и частота волны.

Источники звука. Звук. Распространение звука. Скорость звука. Громкость, высота и тембр звука. Длина волны. Громкость звука и высота тона.

Демонстрации

Механические колебания.

Колебания математического и пружинного маятников.

Преобразование энергии при колебаниях.

Вынужденные колебания.

Резонанс.

Механические волны.

Поперечные и продольные волны.

Звуковые колебания.

Условия распространения звука.

Лабораторные работы

  1. Изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения.

  2. Изучение колебаний пружинного маятника.


АТОМЫ И ЗВЁЗДЫ (13 ч)
5. Атом и атомное ядро (9 ч)

Открытие радиоактивности. Состав радиоактивного излучения.

Излучение и поглощение света атомами. Спектры излучения и спектры поглощения. Фотоны. Строение атома. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Радиоактивные превращения. Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор. Реакции деления и синтеза. Атомная электростанция. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Демонстрация

Модель опыта Резерфорда.

Лабораторная работа

11. Наблюдение линейчатых спектров излучения.
6. Строение и эволюция Вселенной (4 ч)

Солнечная система. Солнце. Природа тел Солнечной системы. Звёзды. Разнообразие звёзд. Судьбы звёзд. Галактики. Происхождение Вселенной.
Подведение итогов учебного года (1ч)

Обобщающее повторение (3 ч)

Итоговое тестирование (2ч)

Резерв учебного времени (5 ч)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Требования к уровню подготовки выпускников по физике – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования по физике, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом по физике, преемственны по ступеням общего образования. Требования задаются в деятельностной форме и определяют, что в результате изучения физики учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни. Требования служат основой разработки контрольных измерительных материалов по физике для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

В результате изучения физики ученик должен:

знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь:

- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

- решать задачи на применение изученных физических законов;

- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

- рационального применения простых механизмов;

- оценки безопасности радиационного фона.

В соответствии с образовательным стандартом второго поколения по физике для 7—9-го классов основной школы выпускник должен иметь представление о строении Солнечной системы, нашей Галактики и иных галактик, источнике энергии Солнца и других звёзд, эволюции и происхождении Вселенной.
Календарно-тематическое планирование уроков физики в 7 классе

(2 часа в неделю. Всего 70 часов)

УЧЕБНИК: Э. Л. Генденштейн «Мнемозина», 2010

pedagogicheskaya-psihologiya-i-ee-metodi-5.html
pedagogicheskaya-psihologiya-stanovlenie-i-mesto-v-sisteme-nauchnogo-znaniya-predmet-zadachi-i-struktura.html
pedagogicheskaya-sistema-formirovaniya-professionalnoj-kompetentnosti-specialistov-avtomobilnogo-profilya-v-usloviyah-neprerivnogo-obrazovaniya-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
pedagogicheskaya-sistema-upravleniya-kachestvom-nachalnogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-ego-modernizacii-na-primere-respubliki-hakasiya.html
pedagogicheskaya-tehnologiya-formirovaniya-inoyazichnoj-kompetencii-studentov-neyazikovih-vuzov-13-00-01-obshaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya.html
pedagogicheskaya-tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-tehnologiya-rkmchp-razvitie-kriticheskogo-mishleniya-cherez-chtenie-i-pismo.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prochitat-i-sostavit-kratkij-konspekt-27-30-po-uchebniku-reshit-zadachi-iz-uchebnika-str-109-upr-4-1-2-algebra.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mchs-rf-sergej-shojgu-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-10-avgusta-2010-g.html
  • report.bystrickaya.ru/ispolzovanie-metoda-razmernostej.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdelyayutsya-gosudarstvennie-normativi-v-oblasti-arhitekturi-gradostroitelstva-i-stroitelstva-stroitelnie-normi-i-pravila.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moshennichestvo-kak-specificheskaya-forma-hisheniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/audirovanie-na-osnove-kommunikativnogo-podhoda-i-ego-mesto-v-razvivayushem-obuchenii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-nauchno-pedagogicheskih-rabotnikov-informatizaciya-obrazovaniya-kompyuternij-analiz-dannih-v-gumanitarnih-issledovaniyah-razrabotchiki-programmi-povisheniya-kvalifikacii.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-10-761-ot-26-marta-2012-g.html
  • reading.bystrickaya.ru/kristofer-najt-alan-batler-misteriya-luni-stranica-13.html
  • turn.bystrickaya.ru/po-itogam-federalnogo-zaochnogo-etapa-ii-vserossijskogo-konkursa-rabotnikov-uchrezhdenij-obshego-obrazovaniya-vospitat-cheloveka-vfinalvishli.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-k-vipusknoj-kvalifikacionnoj-rabote-na-temu-sezonnoe-predpriyatie-pitaniya-voprosi-firmennogo-stilya-i-organizaciya-reklamnoj-deyatelnosti.html
  • credit.bystrickaya.ru/oformlenie-referata-uchebno-metodicheskij-kompleks-avtor-sostavitel-n-n-spiridonov-udk-bbk-m-rekomendovano-k.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/patologiya-i-klinika-subektivnoj-semantiki-a-a-leontev-predsedatel-d-a-leontev-v-v-petuhov-yu-k.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sostoyanie-ierarhii-v-aleksandrijskom-antiohijskom-i-ierusalimskom-patriarhatah.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-sotrudnikov-ministerstva-selskogo-hozyajstva-respubliki-bashkortostan-v-oblasti-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-na-2011-god-i-obshie-polozheniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sovremennaya-avtorskaya-zhurnalistika.html
  • school.bystrickaya.ru/istoriya-issledovaniya-avstralii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vash-rebenok-vse-chto-vam-nuzhno-znat-o-vashem-rebenke-s-rozhdeniya-do-dvuh-let-stranica-10.html
  • write.bystrickaya.ru/gibkie-sistemi-oplati-truda-ih-vozmozhnosti-i-perspektivi.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gostinichnij-kompleks-krasnoarmejskaya-2-cena-ot-3660-do-10030-rublej-5-dnej-4-nochi-zavtraki-vklyucheni-gostinica-kronverkskaya-cena-ot-2600-do-3900-rublej-5-dnej-4-nochi-zavtraki-700-rublej-doplata.html
  • books.bystrickaya.ru/dzhovanni-belconi-v-doline-carej-a-yu-nizovskij-100-velikih-arheologicheskih-otkritij.html
  • student.bystrickaya.ru/4-19-838-in-1-svyatitel-nikolaj-serbskij-velimirovich-feodul-ili-rab-bozhij-2005.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-10-problemi-nauchnoj-racionalnosti-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-filosofiya-uryupinsk-2010.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-raboti-sistemi-obrazovaniya-kolomenskogo-municipalnogo-rajona-moskovskoj-oblasti-v-2009-2010-uchebnom-god-stranica-11.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yurij-moroz-stranica-5.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chastotno-analogovie-preobrazovateli-elektronika-avtomobilnih-sistem-upravleniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tropoyu-geroev-m-g-oresheta-redaktor-direktor-goump-centr-grazhdanskogo-i-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-domashnego-zadaniya-gramotnij-podhod-k-obyomu-dozirovke-domashnih-zadanij-mozhet-v-kakoj-to-stepeni-sohranit-zdorove-uchashihsya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/lizingovie-operacii-kommerchenskih-bankov-chast-6.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-sada-i-neba-klochok-fevral-dostat-chernil-i-plakat-.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadaniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti-a-a-fedorov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sltan-ekeumzd-ajta-tabisip-tatulasuimiz-arasudan-bali-aulauimiz-sz-boladi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/udk-007-681-518-2-induktivnoe-obuchenie-dlya-obnaruzheniya-znanij-v-oblasti-temporalnih-baz-dannih.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/british-mercantilism-in-the-new-world-essay.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/xviii-mezhdunarodnaya-nauchno-tehnicheskaya-konferenciya-po-fotoelektronike-i-priboram-nochnogo-videniya-moskva-stranica-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.

    Урок

    Тема

    Час

    Д/З

    Дата

    1 Введение (7)

    1/1

    Физика — наука о природе.

    Как физика изменяет мир и наше представление о нём.

    1

    § 1 З: № 1.15, 1.24, 1.26, 1.31.




    2/2

    Наблюдение и описание физических явлений. Научный метод. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.

    1

    § 2




    3/3

    Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц.

    Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.

    1

    § 3; З: № 2.7, 2.19, 2.20, 2.23. 3).




    4/4

    Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора».

    1

    У: § 4; описание ЛР № 2 «Измерение линейных размеров тел и площади поверхности».




    5/5

    Лабораторная работа № 2 «Измерение линейных размеров тел и площади поверхности».


    1

    § 4; описание ЛР № 3 «Измерение объёма жидкости и твёрдого тела»; З: № 3.13, 3.29.




    6/6

    Лабораторная работа № 3 «Измерение объёма жидкости и твёрдого тела».

    1

    Повторить § 1—4




    7/7

    Обобщающий урок по теме «Физика и физические методы изучения природы». Контрольная работа по теме «Физика и физические методы изучения природы» (на 20—25 мин).

    1







    2. Строение вещества (4 ч)

    1/8

    Атомы. Молекулы. Размеры молекул и атомов.

    1

    § 5; З: № 5.13, 5.19, 5.26.




    2/9

    Движение и взаимодействие молекул Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие молекул.

    1

    § 6; З: № 5.16, 5.20, 5.28, 5.37.




    3/10

    Три состояния вещества. Молекулярное строение газов, жидкостей и твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Объяснение свойств вещества на основе его молекулярного строения.

    1

    § 7; З: № 6.10, 6.15, 6.20, 6.30




    4/11

    Обобщающий урок по теме «Строение вещества». Контрольная работа по теме «Строение вещества» (на 20—25 мин).

    1







    3. Движение и взаимодействие тел (22 ч)

    1/12

    Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь.

    1

    § 8; З: № 8.20, 8.27, 8.32, 8.50.




    2/13

    Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Скорость относительного движения двух тел.

    1

    § 9.




    3/14

    Графическое представление движения. График зависимости пути от времени. График зависимости скорости от времени.


    1

    § 10; описание ЛР № 4 «Измерение скорости движения тела».




    4/15

    Лабораторная работа № 4 «Измерение скорости движения тела».

    1

    § 10; З: № 9.14, 9.25, 9.27, 9.49.




    5/16

    Неравномерное движение. Средняя скорость.

    1

    § 11; З: № 10.7, 10.14, 10.18, 10.33




    6/17

    Контрольная работа по теме «Механическое движение».

    1







    7/18

    Взаимодействие тел. Масса. Закон инерции. Измерение массы взвешиванием.

    1

    § 12; З: №12.22, 12.26, 12.48, описание ЛР № 5 «Измерение массы тел»




    8/19

    Лабораторная работа № 5 «Измерение массы тел».


    1

    § 12; З: № 12.15, 12.19




    9/20

    Плотность. Плотности некоторых веществ.

    1

    § 13; З: № 13.36, 13.53. 13.17, 13.33.




    10/21

    Решение задач. Решение задач по теме «Плотность вещества».



    1

    § 13; описание ЛР № 6 «Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей»; З: № 13.27, 13.40.




    11/22

    Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей».

    1

    № 13.19, 13.37, 13.39, 13.58.




    12/23

    Сила. Сила трения. Сила тяжести. Сила тяжести и всемирное тяготение. Центр тяжести тела.

    1

    § 14; З: № 15.5, 15.15, 15.16, 15.20.




    13/24

    Сила упругости. Вес тела. Невесомость.

    1

    § 15; З: № 16.11, 17.13, 17.16, 17.39.




    14/25

    Закон Гука. Равнодействующая. Сложение сил.

    1

    § 16 (пп. 1—2); З: № 16.12, 16.24, 16.26, 16.38.




    15/26

    Решение задач по теме «Закон Гука. Равнодействующая».


    1

    § 16; описание ЛР № 7 «Конструирование динамометра и нахождение веса тела»; З: № 16.23, 16.34.




    16/27

    Лабораторная работа № 7 «Конструирование динамометра и нахождение веса тела».

    1

    № 16.18, 16.28, 16.29, 16.39.




    17/28

    Силы трения. Сила трения скольжения.


    1

    § 17 (п. 1); З: № 18.13, 18.38, 18.39, 18.56.




    18/29

    Коэффициент трения. Сила трения покоя и качения.


    1

    § 17 (пп. 2—5); З: № 18.17, 18.35, 18.41, 18.53.




    19/30

    Решение задач. Решение задач по теме «Силы трения».


    1

    § 17; описание ЛР № 8 «Измерение коэффициента трения скольжения»; З: № 18.42, 18.43.




    20/31

    Лабораторная работа № 8 «Измерение коэффициента трения скольжения».

    1

    № 18.15, 18.37, 18.42, 18.57.




    21/32

    Обобщающий урок по теме «Движение и взаимодействие тел».

    1

    Повторить § 12—17




    22/33

    Контрольная работа по теме «Взаимодействие тел»

    1







    4. Давление. Закон Архимеда. Плавание тел (16 ч)

    1/34

    Давление. Давление твёрдых тел. Единицы давления.

    1

    § 18; З: № 20.15, 20.28, 20.31, 20.46.




    2/35

    Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Манометры. Насосы.

    1

    § 19; З: № 21.1, 21.4, 21.12, 21.32.




    3/36

    Гидравлические машины. Зависимость давления жидкости от глубины.


    1

    § 20 (п. 1); З: № 21.14, 21.24, 21.36, 21.65.




    4/37

    Решение задач по темам «Давление твёрдых тел», «Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Зависимость давления жидкости от глубины».

    1

    § 18—20; З: № 21.20, 21.38, 21.40, 21.70.




    5/38

    Закон сообщающихся сосудов. Шлюзы. Давление в океанских глубинах. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды с различными жидкостями.

    1

    § 20 (пп. 2—6); З: № 21.11, 21.21, 21.46, 21.67.




    6/39

    Решение задач по теме «Зависимость давления жидкости от глубины. Закон сообщающихся сосудов».

    1

    § 20; З: 21.27, 21.37, 21.47, 21.68.




    7/40

    Давление газа. Атмосферное давление. Опыты по обнаружению и измерению атмосферного давления. Барометры. Зависимость атмосферного давления от высоты.

    1

    § 21; З: № 22.12, 22.30, 22.33, 22.46.




    8/41

    Гидравлические машины. Выталкивающая сила. Закон Архимеда.

    1

    § 22; З: № 23.14, 23.25, 23.34, 23.50.




    9/42

    Решение задач по теме «Выталкивающая сила. Закон Архимеда».

    1

    § 22; З: № 23.17, 23.37, 23.38, 23.60.




    10/43

    Плавание тел. Условие плавания тел.


    1

    § 23 (п. 1); З: № 23.18, 23.29, 23.39, 23.58.




    11/44

    Решение задач по теме «Плавание тел».


    1

    § 23 (п. 1); З: № 23.35, 23.36, 23.42, 23.57.




    12/45

    Воздухоплавание. Плавание судов. Управляемые воздушные шары.


    1

    § 23 (пп. 2—4); описание ЛР № 9 «Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание»; З: № 23.61, 23.68.




    13/46

    Лабораторная работа № 9 «Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание».


    1

    § 23; описание ЛР № 10 «Условия плавания тел в жидкости»; З: № 23.23, 23.32.




    14/47

    Лабораторная работа № 10 «Условия плавания тел в жидкости».

    1

    № 23.40, 23.69.




    15/48

    Обобщающий урок по теме «Давление. Закон Архимеда. Плавание тел».

    1

    повторить § 18—23




    16/49

    Контрольная работа по теме «Давление. Закон Архимеда и плавание тел».

    1







    5. Работа и энергия (17 ч)

    1/50

    Простые механизмы. Блоки. Наклонная плоскость.

    1

    § 24 (пп. 1—3); З: № 25.6, 25.7, 25.8, 25.34.




    2/51

    «Золотое правило» механики.


    1

    § 24 (пп. 4—7); З: № 25.25, 25.35, 25.36, 25.37.




    3/52

    Рычаг. Условие равновесия рычага. Рычаг и «золотое правило» механики. Момент силы. Правило моментов.

    1

    § 25; З: № 25.10, 25.30, 25.32, 25.44.




    4/53

    Нахождение центра тяжести тела. Условия равновесия тел. Решение задач по теме «Простые механизмы».


    1

    Повторить § 24—25; описание ЛР № 11 «Изучение условия равновесия рычага»; З: № 25.14, 25.27.




    5/54

    Лабораторная работа № 11 «Изучение условия равновесия рычага».

    1

    № 25.31, 25.41, 25.45, 25.47.




    6/55

    Лабораторная работа № 12 «Нахождение центра тяжести плоского тела».

    1

    № 27.13, 27.21, 27.22, 27.31.




    7/56

    Работа. «Золотое правило» механики и механическая работа. Мощность.

    1

    § 26 (пп. 1, 3); З: № 26.10, 26.23, 26.29, 26.45.




    8/57

    Мощность. Выражение для мощности через силу и скорость.

    1

    § 26 (п. 2); З: № 26.15, 26.32, 26.35, 26.50.




    9/58

    Коэффициент полезного действия механизмов. КПД простых механизмов.

    1

    § 27 (пп. 1—2); З: № 27.11, 27.18, 27.20, 27.28.




    10/59

    Решение задач по теме «Коэффициент полезного действия механизмов »


    1

    § 27; описание ЛР № 12 «Нахождение центра тяжести плоского тела»; З: № 27.12, 27.14.




    11/60

    Механическая энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел.


    1

    § 28 (пп. 1—2); З: № 28.14, 28.15, 28.19, 28.30.




    12/61

    Закон сохранения механической энергии.

    1

    § 28 (пп. 3—4); З: № 28.20, 28.21, 28.26, 28.39.




    13/62

    Решение задач по теме «Механическая энергия».


    1

    § 28 (пп. 1—4); описание ЛР № 13 «Определение КПД наклонной плоскости»; З: № 28.36, 28.42.




    14/63

    Лабораторная работа № 13 «Определение КПД наклонной плоскости».

    1

    № 28.18, 28.25, 28.34, 28.43.




    15/64

    От великого заблуждения к великому открытию. История попыток изобретения вечного двигателя. Их роль в открытии закона сохранения энергии.

    1

    § 28 (п. 5)




    16/65

    Обобщающий урок по теме «Работа и энергия».

    1

    Повторить § 24—28




    17/66

    Контрольная работа по теме «Работа и энергия».

    1







    67

    Итоговое тестирование

    1







    68

    Подведение итогов учебного года.

    1







    69-70

    Резерв учебного времени

    2