.RU

Основные направления профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде


^ Основные направления профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде
Профилактика ВИЧ-инфекции должна быть комплексной и развиваться, по разным направлениям. По мнению экспертов ВОЗ и отечественных ученых, наиболее перспективными направлениями на сегодняшний день признаны:

- просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИД;

- обучение ответственному поведению детей и молодежи;

- формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность.

Рассмотрим содержание каждого из выделенных направлений. Просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИДа предполагает обеспечение предоставление всесторонней и точной информации о путях заражения ВИЧ и мерах их предупреждения; обстоятельствах, повышающих риск заражения (злоупотребление наркотическими средствами, ИППП и др.).

Просветительская деятельность в образовательном учреждении должна опираться на принципы информирования о ВИЧ, необходимость соблюдения которых доказана международным опытом и подтверждена специалистами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Рассмотрим основные принципы информирования о ВИЧ:

- ненанесение вреда неправильной информацией (исключение манипулирования);

- нейтральность в подаче информации;

- осведомленное

- осведомленное согласие (соглашающихся на получение профилактической информации ведущих групп);

- взаимоуважение в процессе информирования;

- всесторонние представление проблемы (объективность в подаче информации ее многоаспектность: рассмотрение физиологического, социального, демографического, правового, духовного, психологического аспектов);

- личностное отношение при рассказе о путях избежания ВИЧ;

- адекватность целевой группе (социокультурная и когнитивная информации);

- создание экзистенциальной перспективы (альтернативность, иерархичности ступенчатой информации, расстановка ударений, побуждение к более полному восприятию жизни с перспективами, ценностями, смыслом жизни, создание дальнейшей жизненной перспективы)

- сочувственное отношение к ВИЧ-инфицированным.

Информирование детей и молодежи в области ВИЧ/СПИд осуществляют не только специалисты образовательных учреждений, но и родители. Соответственно необходимо просвещение родителей и лиц, их заменяющих.

Для того чтобы несовершеннолетние и молодежь имели доступ к информации, консультациям и услугам в области охраны репродуктивного здоровья, ВИЧ/СПИДа, профилактики наркозависимости и реабилитации зависимых, необходимо привлечение специалистов-медиков, а также общественных организаций

Эффективность информирования и просвещения населения по проблеме ВИЧ/СПИДа во многом обеспечивается деятельностью средств массовой информации к подготовке журналистов, освещающих темы ВИЧ/СПИДа необходимо привлечение врачей, психологов, учителей.

Уязвимость несовершеннолетних и молодежи перед ВИЧ-инфекцией не только с недостатком у них адекватной информации о ВИЧ/СПИДе, но и с тем, что молодые люди зачастую не могут соединить имеющиеся знания реального риска и необходимостью безопасного и ответственного поведения.

Обучение ответственному поведению несовершеннолетних и молодежи.

Реализация этого направления профилактической работы возможна только в рамках превентивного обучения с формированием мотивации на здоровый образ жизни, изменение проблемного и рискованного поведения, повышение социальной, межличностной компетентности на основе профилактических образовательных программ.

Задачи, решаемые в рамках данного направления:

- формирование личностных ресурсов,

- развитие эффективных стратегий поведения, способствующих обретению ответственности за свою собственную жизнь,

- приобретение уверенности для противостояния негативному влиянию среды, минимизацию проявлений рискованного поведения

- формирование здоровой полоролевой и семейной идентификации личности, в том числе мотивации на отсрочку сексуального дебюта.

В рамках обучения ответственному поведению также может быть реализовано мотивационное консультирование, направленное на формирование и поддержание готовности к изменению проблемного поведения в сторону здорового.

В рамках данного направления осуществляется:

• Семейное консультирование, направленное на улучшение семейных взаимоотношений. Нормальные семейные взаимоотношения, поддержка семьи является необходимым условием для полноценного развития личности ребенка, подростка и молодого человека, способствует формированию навыков заботливого отношения к себе ответственного и безопасного поведения. Кроме того, поддержка семьи необходима для изменения проблемного поведения, а также поддержка переживания кризисной ситуации, связанной с инфицированием ВИЧ.

• O6yчение родителей основам полового воспитания детей. Работа по половому воспитанию опосредованно через родителей несовершеннолетних позволит представить детям и подросткам объективную информацию и сформировать навыки безопасного сексуального поведения, при этом соблюдая права семьи на выбор формы и содержания воспитания детей.

• Вовлечение в работу людей, которые способны влиять на детей и молодежь. Родители, члены семей, учителя, сверстники оказывают большое влияние на поведение детей, подростков и молодежи. Когда авторитетные для молодого человека люди своими действиями создают позитивный пример для подражания, обеспечивают безопасное окружение, доверительные отношения и возможность для самовыражения, у такого молодого человека формируется положительное восприятие инициатив по формированию безопасного поведения.

• Привлечение молодежи на лидирующие роли в противодействии эпидемии. В этой связи необходимо развитие лидерского и волонтерского движения с использованием опыта и ресурсов соответствующих общественных организаций

• Создание и поддержание в образовательных учреждениях организационных и психологических условий для реализации программ профилактики ВИЧ-инфекции и сопровождения ВИЧ-инфицированных и членов их семей.

Конкретной формой реализации каждого из выделенных направлений профилактики ВИЧ/СПИДа являются профилактические программы.
^ 1.5. Критерии эффективности программ профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде
В настоящее время сформулированы основные требования к профилактическим программам в образовательной среде, которые касаются соответствия современным достижениям теории профилактики ВИЧ-инфекции основных структурных компонентов программы: определения целевой направленности и контингента воздействия, содержания профилактического воздействия, форм и методов работы, способов оценки эффективности проведенной профилактической работы.

Мировой опыт проведения профилактических программ позволил определить некоторые особенности профилактического воздействия, которые снижают эффективность проводимых профилактических мероприятий.

Рассмотрим признаки неэффективных профилактических программ:

Доказано, что эффективность программы снижается, если профилактическая деятельность рассчитана на "население в целом" или на обширные и неоднородные группы населения (например, "молодежь").

Программа не позволяет добиться позитивных результатов, если изначально содержит неконкретные, неоднозначные или неприменимые в реальной жизни призывы.

Программы редко оказываются эффективными, если составлены и проводятся людьми "со стороны", мало знакомыми с конкретными условиями жизни целевой группы, на изменение осведомленности, установок и поведения которой направлены профилактические усилия.

С точки зрения технологии проведения профилактической работы малоэффективным оказался преимущественно односторонний дидактический подход (лекции и, раздача информационных буклетов). А также, если воздействие основано на чувстве страха или стыда, или применяются репрессивные меры.

Малоэффективно также рассматривать целевую группу как "объект воздействия", а не как сознательную силу, от которой зависит успех программы.

Рассмотрение особенностей малоэффективных программ позволяют более четко сформулировать требования к программам профилактики ВИЧ-инфекции, которые претендуют быть эффективными и результативными.

Потенциально эффективной, согласно современному подходу к профилактике ВИЧ-инфекции, может быть программа, которая соответствует следующим критериям эффективности:

1. Программа построена на концепции, которая адекватна современным направлениям профилактики.

2. В программе четко поставлены реалистичные цели и задачи, сформулированы конкретные результаты, которые могут быть измерены.

3. В программе определена логическая последовательность конкретных мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей и получения предполагаемого результата.

4. Программа содержит критерии и способы оценки эффективности проводимой работы и предполагает контроль за полученными результатами.

5. Программа направлена на усиление проективных и адаптационных факторов и уменьшение факторов риска заражения ВИЧ-инфекцией или развития СПИДа.

6. В программе четко определена целевая группа по таким параметрам, как: пол, возраст, сексуальная ориентация, этнические/культурные характеристики, степень вовлеченности в проблему ВИЧ/СПИДа, характер рискованного поведения, социальное окружение, условия жизни.

7. Программа предполагает развитие ресурсов личности, формирование эффективных стратегий поведения.

8. Программа ориентирована на изменение социального окружения от обучающихся и предполагает включение модулей для родителей, учителей, воспитателей, соответствующих тематике программ для несовершеннолетних, чтобы инициировать внутрисемейное обсуждение и выработку четкой внутрисемейной политики.

9. Программа предполагает применение интерактивных и тренинговых методов работы: моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь и т.п.

10. Программа долгосрочная, предполагает регулярность профилактического воздействия, преемственность тем, цикличность профилактического воздействия.

11. Программа ориентирована на развитие местных ресурсов для обеспечения профилактической деятельности и предполагает подбор и обучение кадров; информационное и методическое обеспечение.

12.Программа ориентирована на социальный резонанс и учитывает его. Это выражается в привлечение общественного внимания к проблеме и проводимой профилактической работе, с задействованием СМИ.

13. Программа содержит потенциал дальнейшего распространения знаний, навыков и умений на другие группы населения, не задействованные в программе.

Соответствие выделенным критериям эффективности поверяется перед началом профилактической работы по программе, и позволяет проводить экспертную оценку программы перед ее апробированием на практике.

После проведения профилактических мероприятий, предусмотренных программой, необходима оценка реальной эффективности программы. Проверку эффективности следует проводить до и после реализации программы. Проводится также отсроченное тестирование спустя 6-8 месяцев после проведения мероприятий профилактической программы.

Критерии и способы оценки эффективности должны быть заложены в программе, но в общем виде они представляют собой совокупность произошедших с целевой группой и ее социальным окружением изменений. Эти и изменения происходят под влиянием профилактического воздействия, и касаются характеристик целевой группы и ее социального окружения, на которые прямо или косвенно ориентирована программа.

Характеристиками целевой группы, изменение которых может рассматриваться как критерии реальной эффективности программы, являются:

- знания по проблеме ВИЧ/СПИДа;

- установки по отношению к рискованному поведению;

- поведение;

- отношения с социальным окружением;

- уровни адаптированности;

- личностные и средовые ресурсы.

Выбор или разработка и внедрение профилактических программ в учебный и воспитательный процесс в образовательном учреждении – часть сложного процесса организации профилактической деятельности ОУ.

Рассмотрение вопросов организации профилактической деятельности в образовательном учреждении предполагает рассмотрение субъектов, объектов, основных направлений и технологий профилактической деятельности в ОУ.



    1. otchet-o-rabote-eksperimentalnoj-innovacionnoj-setevoj-ploshadki-shkolnoe-informacionnoe-prostranstvo-formirovanie-proektnoj-i-informacionnoj-kulturi-studentov-v-ramkah-shkolnogo-informacionnogo-prostranstva-stranica-4.html
      otchet-o-rabote-fakultetskoj-uchebno-nauchnoj-laboratorii-inzhenernaya-geoekologiya-za-2011g.html
      otchet-o-rabote-geologicheskogo-fakulteta-saratovskogo-gosudarstvennogo-universiteta-imeni-n-g-chernishevskogo-za-2009-god-vvedenie.html
      otchet-o-rabote-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-2.html
      otchet-o-rabote-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-8.html
      otchet-o-rabote-gosudarstvennogo-uchrezhdeniya-respublikanskaya-molodezhnaya-birzha-truda.html
    2. notebook.bystrickaya.ru/informaciya-ob-uchastii-pedagogov-mou-pechorskaya-gimnaziya-v-professionalnih-konkursah-i-smotrah-v-2010-2011-uchebnom-godu.html
    3. credit.bystrickaya.ru/osnovnie-vivodi-teplofizicheskie-osnovi-formirovaniya-potrebitelskih-svojstv-konstruktivnih-elementov-transportnih.html
    4. laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-neotlozhnie-sostoyaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-060101-lechebnoe-delo-nalchik-2009.html
    5. books.bystrickaya.ru/dohodnij-podhod-tehnicheskoe-zadanie-na-okazanie-uslug-po-ocenke-rinochnoj-stoimosti-godovogo-razmera-arendnoj-plati.html
    6. otsenki.bystrickaya.ru/socialnij-konflikt-10.html
    7. exchangerate.bystrickaya.ru/bankovskie-uslugi-chast-9.html
    8. institute.bystrickaya.ru/glava-26-s-t-a-l-k-e-r-epoha-peremen.html
    9. prepodavatel.bystrickaya.ru/suggestivnie-strategii-angloyazichnogo-didakticheskogo-diskursa-opit-analiza.html
    10. zanyatie.bystrickaya.ru/resursi-internet-zakonomernosti-globalizacii-mirovoj-ekonomiki-i-ee-vozdejstvie-na-funkcionirovanie-nacionalno-gosudarstvennih.html
    11. spur.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-2.html
    12. tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bbk-83-3-z-34.html
    13. esse.bystrickaya.ru/razdel-3-gruzozahvatnie-organi-gruzozahvatnie-prisposobleniya-i-tara.html
    14. paragraf.bystrickaya.ru/xii-reorganizaciya-i-likvidaciya-avtonomnogo-uchrezhdeniya-rekomendacii-po-razrabotke-ustavov-obrazovatelnih-avtonomnih-uchrezhdenij.html
    15. prepodavatel.bystrickaya.ru/this-word-document-was-downloaded-from.html
    16. thesis.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-ekzamena-inostrannij-yazik-anglijskij-i-metodika-ego-prepodavaniya-itogovij-mezhdisciplinarnij-ekzamen-po-specialnosti-050303.html
    17. vospitanie.bystrickaya.ru/x-iii-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-studentov-i-molodih-uchenih-sovremennie-tehnika-i-tehnologii-stt-2007.html
    18. kolledzh.bystrickaya.ru/b-correct-grammar-and-spelling-mistakes-osnovnie-aspekti-v-metodike-obucheniya-anglijskomu-yaziku-i-eyo-razrabotke.html
    19. uchit.bystrickaya.ru/tablica-2-izmenenie-chislennosti-naseleniya-rossii-praktikum-po-kursu-territorialnaya-organizaciya-naseleniya-uchebnoe-posobie.html
    20. books.bystrickaya.ru/ekologicheskaya-geomorfologiya-temi-referatov-i-spisok-literaturnih-istochnikov.html
    21. notebook.bystrickaya.ru/h-bomba-v-okoto-na-imperiyata-kniga-prva.html
    22. ekzamen.bystrickaya.ru/sobitiya-fakti-kommentarii-informacionnij-dajdzhest-upominaemosti-vuzov.html
    23. prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-informatike-7-klass.html
    24. otsenki.bystrickaya.ru/skazka-pro-samij-kraj-sveta.html
    25. kolledzh.bystrickaya.ru/a-v-bogachev-covetnik-konsultant-otdeleniya-zakonodatelstva-po-voprosam-nacionalnoj-bezopasnosti-pravoohranitelnih-i-sudebnih-organov.html
    26. upbringing.bystrickaya.ru/kriterii-vibora-vuza.html
    27. nauka.bystrickaya.ru/uchitel-deti-posmotrite-kto-k-nam-prishel-eto-zozhik-zdravstvuj-zozhik-tema-kto-i-zachem-dolzhen-soblyudat-pravila.html
    28. grade.bystrickaya.ru/ob-obshestvennoj-palate-kurganskoj-oblasti-stranica-4.html
    29. kolledzh.bystrickaya.ru/annotirovanie-i-referirovanie-kak-osnovnie-aspekti-formirovaniya-pismennoj-kompetencii-u-magistrov.html
    30. paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-osvoeniya-uchebnoj-disciplini-fizicheskaya-kultura.html
    31. school.bystrickaya.ru/glava-18-zaregistrirovano-v-nacionalnom-reestre-pravovih-aktov.html
    32. lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-osnovnie-strategicheskie-celi-i-takticheskie-zadachi-ufms-rossii-po-belgorodskoj-oblasti.html
    33. textbook.bystrickaya.ru/harakteristika-sportivnih-sooruzhenij-materiali-po-obosnovaniyu-shemi-territorialnogo-planirovaniya.html
    34. control.bystrickaya.ru/dekabr-informacionnaya-spravka-po-shkole.html
    35. textbook.bystrickaya.ru/inostrannij-yazik-ispanskij-uchebno-metodicheskij-plan-zanyatij-studentov-i-kursa-dnevnogo-otdeleniya.html
    36. studies.bystrickaya.ru/choosing-a-career-na-anglijskom-yazike.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.