.RU

Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы



^ Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы

Избрав личностно ориентированный подход в качестве ведущей методологической ориентации, учителя 10-11-х классов организуют процесс обучения в соответствии с принципами самоактуализации, индивидуальности, субъективности, выбора, творчества, доверия и поддержки. Технологический арсенал их педагогической деятельности составляют формы, методы и приемы, которые соответствуют таким требованиям, как:

- диалогичность;

- деятельностно-творческий характер;

- устремленность на установление отношений сотрудничества в учебном взаимодействии;

- направленность на поддержку развития субъектных качеств и индивидуальности учащегося;

- предоставление ученику необходимого пространства для творчества, самостоятельности, осуществления личностно значимого выбора.

В процессе обучения старшеклассников используются следующие приемы и методы:

- приемы актуализации субъектного опыта учащихся;

- методы диалога и полилога;

- приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора

- игровые методы;

- методы диагностики и самодиагностики.

Лекция, семинар, лабораторная работа, аукцион, деловая игра, практикум, зачет являются основными формами организации учебных занятий в старших классах. Создание в школе классов возрастной нормы, углубленного изучения предметов, классов школы позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся 10-11-х классов.


^ Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся

Внеучебная деятельность призвана расширить возможности педагогического влияния на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности старшеклассника.

На третьей ступени общего образования приоритетным видом деятельности является познавательно-профессиональная . Ей принадлежит роль системообразующего фактора в построении системы воспитания старшеклассников. Не случайно интеллектуальные игры и конкурсы, конференции, предметные олимпиады, недели, вечера относятся к ряду основных форм организации процесса воспитания учащихся 10-11-х классов. Участие старшеклассников в познавательно-профессиональной деятельности должно не только способствовать обогащению их представлений об окружающем социальном и природном мире, но и содействовать личностно-профессиональному самооопределению.

Значительно расширяется пространство для проявления творческой активности учащихся 10-11-х классов в жизнедеятельности школы. Свою субъектность, креативность и индивидуальность они могут проявлять в жизни не только класса, но и всего школьного сообщества. По сравнению с другими возрастными группами школьников старшеклассники имеют наибольшее представительство в органах школьного самоуправления –Совете школы и Ученическом совете.


Основные потенциалы личности

Педагогические средства

Образовательные программы

Традиционные дела

Кружки, секции, клубы

Нравственный потенциал

1. образовательная программа»Профессиональное самоуправление учащихся»

2. Факультатив по психологии

1. День знаний.

2. День Учителя.

3. Вечер встречи с выпускниками.

4. Неделя права.

5. Операция «Полевая почта».

6. Традиционная встреча с ветеранами.

7. Праздник «Последний звонок».

8. выпускной вечер




Познавательный потенциал

1. Факультативные занятия по учебным предметам.

2. Факультатив по экологии

1. Межшкольная научно-практическая конференция.

2. Предметные олимпиады, недели, вечера

3. КТД познавательной направленности

Школьное научное общество учащихся

Коммуникативный потенциал

Факультатив по психологии

1. День самоуправления.

2. Вечера отдыха.

3.Праздники «Новый год», «День защитника Отчества», «8 Марта»

1. Пресс-центр.

2. Радио-

кружок

Эстетический потенциал

Лекторий «Музыкальная гостиная»

1. Новогодний спектакль.

2.Неделя труда.

3. Персональные выставки художественного творчества




Физический потенциал




1. День спорта.

2. День защиты детей.

3. Соревнования «Школа безопасности»






8.Дополнительное образование представлено в школе  предметными кружками и спортивными секциями.

^ Кружки МОУ «СОШ п.Витим»на 2010-20011 учебный год

 



ФИО учителя

Название кружка

Класс

1

Земляновская Е.А

Клуб «Диалог культур»

11Б

2

Карасёва Т.И.

Охрана окружающей среды

9-11

3

Соколова Г.Л..

Занимательная грамматика



4

Коробцева Л.А.

Юный экскурсовод

8,10

5

К ачалко И.Л.

Танцевальный кружок



6

Иванова Н.Ю.

Оформительский

9-11

7

Окунева Р.Н..

Гимнастика

Волейбол

1,5

7

8

Серкина Г.Н.

Любители математики

9

9

Качалко И.Л.

Вокальный

2

6-7

9-11

10

Иванова Н.Ю.

Изобразительное искусство

2-7

11

Гаврюшова Т.И.

Рукоделие

5-6

12

Гаврюшова Т.И.

Умелые руки

7-6

13

Абузов А.Т.

Волейбол

8-11

14

Окунев Г.В..

Баскетбол

10-11

15

Репина Л.К.

Волейбол

6,8

16

Окунев Г.В..

Стрелковый

8-11

17

Качалко И.Л.

Вокальный

10-11

18

Михайлова Е.О.

Отряд «Данко»

7-11

 

^ 9. Педагогические технологии


Главное стратегическое направление развития школы – решение проблемы личностно ориентированного образования, т.к. перед коллективом поставлена задача – заменить традиционную парадигму образования «учитель-учебник-ученик» на новую парадигму «ученик – учебник-учитель». Это, в свою очередь, требует тщательной проработки технологии педагогического процесса, который бы в максимальной мере учитывал особенности и возможности каждого ученика и создавал условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей. В этом плане наиболее приемлемыми следует признать технологии, основанные на личностно ориентированном обучении. В условиях личностно ориентированного обучения учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности. Чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.

Среди разнообразных новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям, с нашей точки зрения, являются:

1. Технология метода обучения в сотрудничестве.

2. Технология метода проектов.

3. Технология модульного обучения.

4. Инновационная технология саморазвития личности.

5. Новые информационные технологии.


Технология метода обучения в сотрудничестве.

Обучение в сотрудничестве, или обучение в малых группах, относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Основным содержанием новых отношений в системе «учитель-ученик» является отмена принуждения (в разумных пределах), организация такого учения, которое характеризует:

- требовательность без принуждения, основанная на доверии;

- увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

- замена принуждения желанием, которое порождает успех;

- ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

- применение косвенных требований через коллектив.

Технология метода обучения в сотрудничестве предполагает новую трактовку и индивидуального подхода. Суть нового индивидуального подхода состоит втом, чтобы идти не от учебного предмета к ребенку , а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.


^ Технология методов проектов.

Метод проектов, или метод проблем, также связан с идеями гуманистического направления в образовании.

Метод проектов как способ познавательной деятельности позволяет учащимся овладеть умением осуществлять деятельность, выработать ценностное отношение к общению со сверстниками и учителем, приобрести самостоятельность.

Проектная деятельность – как индивидуальная , так и групповая – должна иметь целью познавательных действий учащихся не просто усвоение содержания, но и решение определенной проблемы на основе этого содержания, т.е. активное применение полученных знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания.


^ Технология модульного обучения.

Модульное обучение позволяет организовать самостоятельную познавательную деятельность, осуществить мотивационное управление учением, т.к., интегрируя все прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике, данная технология обеспечивает образовательные потребности каждого ученика вв соответствии с его склонностями и возможностями.


^ Инновационная технология саморазвития личности.

Развивающее обучение в современной школе реализуется в инновационной технологи саморазвития и самосовершенствования личности ребенка, основывающейся, кроме вышеперечисленных, на следующих положениях:

- принцип доминанты саморазвития и самосовершенствования;

- использование всего разнообразия интересов и потребностей детей в качестве главной мотивационной базы обучения;

- приоритетной целью в учебной и воспитательной работе ставится формирование самоуправляющих механизмов личности (СУМ);

- содержание и уклад всей собственной жизнедеятельности ребенка служат формированию самосовершенствующейся личности.


^ Новые информационные технологии.

Современный молодой человек должен обладать знаниями в тех областях науки и техники, которые оформились в виде научных дисциплин за последнее десятилетие. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое видение мира.

Новые информационные технологии позволяют расширить поле информационных коммуникаций. Они должны стать основой современного образования.

Современная школа , где проводится исследовательская работа по получению новых социально значимых знаний о человеке, обществе и технике, используются различные методы научных исследований.


Указанные выше технологии в своей основе предусматривают индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся и отнесены нами к наиболее приемлемым, т.к. в условиях существующей у нас классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено стандартом и государственными программами. Эти технологии позволяют учителю достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету альтернативными или традиционными методами, сохраняя при этом все достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик.

Применение данных технологий позволит осуществить смену приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе классных занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его способностей и возможностей, всегда укладывающуюся в систему уроков.


^ 10.Система оценивания результатов образовательной деятельности в МОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Витим» 

 

Итогом образовательного процесса в школе является сумма образовательных результатов, достигнутых учащимися. Инновационное развитие МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»   г. Саратова, использование новых образовательных технологий привели к результатам, которые не укладываются в привычные схемы оценивания: они выражаются в умении учащихся работать в команде, иметь высокий уровень учебной мотивации, владеть компетенциями, связанными с определенными образовательными областями, умении быть самостоятельными и конкурентоспособными.

^ Программа мониторинга.

Области  школьной оценки можно классифицировать следующим образом:

Система оценивания результатов образовательной деятельности охватывает все классы, кроме 1-ых, и  все предметы.


^ Управление качеством образования


Под качеством образования мы понимаем не только объём, разнообразие, конечный результат, а прежде всего характер образования, который складывается из следующих положений и принципов личностно-ориентированного обучения:

1. Индивидуализация обучения: создание условий и возможностей для обучения каждого ребенка по индивидуальной программе. Ведущее начало в этом процессе принадлежит самой личности, которую необходимо ориентировать на саморазвитие, самопознание, самообучение.

2. Дифференциация содержания: для разных групп учащихся обеспечивается специализация учебного процесса, создаются условия для выбора учащимися содержания (профиля) обучения по их интересам и потребностям, предполагается различная вариативность учебных планов и программ.

3. Принцип персонализации содержания состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку образовательную программу, отвечающую его потребностям и способностям.

4. Принцип современности содержания: требует соответствия содержания образования современному уровню развития науки и культуры общественного знания.


Качество образования это:

^ 1. Качество основных видов деятельности. Возможности и ресурсы.

1.1. Организация учебного процесса.

1.2. Методический потенциал.

1.3. Организация воспитательного процесса.

1.4. Содержание образования.

1.5. Материально-финансовые условия и образовательная инфраструктура.

1.6. Потенциал педагогических кадров.

1.7. Управление образовательным учреждением и образовательным процессом.


^ 2. Качество результатов работы школы, её звеньев, участников образовательного процесса.

2.1. Обученность учащихся и выпускников.

2.2. Воспитанность учащихся и выпускников школы.

2.3. Личностные достижения педагогов.

2.4. Результаты совершенствования образовательного процесса.

2.5. Достижения школы. Уровень её влияния на общество, другие образовательные системы.

2.6. Выполнение учебного плана и других запланированных мероприятий.

2.7. Социальная эффективность деятельности школы и её звеньев.

В школе разработаны методики определения качества

образования:


Методики определения качества образования

ответственные

Психолого-педагогический, медицинский и социальный мониторинги

Психолог, социальный педагог, классные руководители

Мониторинговые исследования (учебная четверть, полугодие, год)




Диагностика качества образования:

- анализ статистических данных;

- анкетирование;

- экспертное оценивание;

Заместитель директора по УВР

Накопление статистической информационной базы об учащихся:

Уровень образования;

Уровень воспитанности;

Состояние физического здоровья;

Уровень социальной благополучности семей учащихся.

Заместитель директора по УВР, социальные педагоги, организатор

Папка профессионального роста:

1.Лист экспертной оценки (самооценки) педагогических умений учителя.

2. Психолого-педагогический анализ деятельности учителя.

3. Качество эффективности учебных занятий.

4. Динамика курсовой подготовки педагогических кадров.

5.Структурный портрет учителя.

6. Общие данные по педагогам школы.

7. Общие данные об охвате курсами повышения квалификации педагогов.

Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР




критерии

Составляющие критерий показатели

Уровни проявления

1. Уровень обученности

1. Соответствие знаний умений и навыков государственным и региональным образовательным предметным стандартам.

2. Адекватность результатов обучения учебным возможностям учащихся.

- соответствует стандарту;

- превышает стандарт;

- ниже стандарта;

- выше учебных возможностей;

- адекватны возможностям;

- ниже учебных возможностей

2. Уровень развития личности: интеллекту-альная и психическая сферы

1. Обучаемость.

2. Уровень работоспособности.

3. Продуктивность мыслительной деятельности.

4. Психологическое состояние личности

1. Зона ближайшего развития ребенка.

2-3

- низкий;

- средний (норма);

- высокий.

4. Зоны: норма, зоны риска, дискомфорта, возможных функциональных отклонений психики

3.Уровень положительной мотивации обучения

1. Проявление мотивации.

2. Направленность.

3. Широта.

4. Устойчивость.

-широкие социальные мотивы;

-узкие социальные мотивы;

-широкие познавательные мотивы;

-узкие познавательные мотивы.

4. Сформированность ценностных ориентаций личности

1. Интерес к проблеме ценностей.

2. Отношение к высшим человеческим ценностям

- ярко проявляется;

- проявляется;

-слабо проявляется;

- не проявляется

5. Состояние здоровья

1. Изменение уровня заболеваемости.

2. Школьные болезни (сколиоз, миопия, сердечно-сосудистая недостаточность).

3. Физическое здоровье.

-выявление тенденций;

- низкий уровень;

- норма



polnoe-sobranie-russkih-letopisej-stranica-30.html
polnoe-sobranie-russkih-letopisej-stranica-35.html
polnoe-sobranie-russkih-letopisej-stranica-6.html
polnoe-soderzhanie-a-v-turchin-struktura-globalnoj-katastrofi.html
polnomochiya-notarialnoj-palati.html
polnomochiya-poryadok-organizacii-zakonodatelnogo-processa.html
  • reading.bystrickaya.ru/kompleksnij-plan-organizacii-uchebno-vospitatelnoj-i-nauchno-issledovatelskoj-raboti-v-novokuzneckom-filiale-institute-kemerovskogo-gosudarstvennogo-universiteta-stranica-6.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/massa-v-t-sravnenie-bakalavrskaya-programma-kafedra-sistemnoj-ekologii-ekologicheskogo-fakulteta-rudn-napravlenie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-svedeniya-stranica-7.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-v-bezuglova-zav-otd-kraevedeniya-r-d-kudyakova-zav-sektorom-otd-kraevedeniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-38-pravo-na-zhizn-eto-pravo-na-smert-2-aleksandr-nikonov-apgrejd-obezyani-bolshaya-istoriya-malenkoj-singulyarnosti.html
  • grade.bystrickaya.ru/nizhnij-bosfor-stambul.html
  • turn.bystrickaya.ru/po-rodnomu-krayu-novogodnie-predstavleniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razvitie-notariata-v-rossii.html
  • college.bystrickaya.ru/1chz---74p-80-byulleten-novih-postuplenij-maj-2010-goda.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtomatizaciya-tehnologicheskih-processov-na-volkovskoj-vodoprovodnoj-stancii-gup-vodokanal-sankt-peterburga.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-organizaciya-truda-personala-dlya-specialnosti-080505-upravlenie-personalom-po-ciklu-sd-f-05-specialnie-disciplini-federalnij-komponent.html
  • school.bystrickaya.ru/biznes-plan-chast-3.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kazminoj-svetlani-muratovni-po-fizike-dlya-9-klassa-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mesto-i-rol-buhgalterskogo-ucheta-v-upravlenii-deyatelnostyu-banka.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rosprirodnadzor-prosit-vozbudit-delo-po-ohote-chinovnikov-na-arharov-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-6-radio-6.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/znakomstvo-s-bessoznatelnim-karl-gustav-yung.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-po-itogam-samoobsledovaniya-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-rostovskoj-oblasti-stranica-6.html
  • school.bystrickaya.ru/9-programma-monitoringa-kachestva-obrazovaniya-obrazovatelnaya-programma-maou-sosh-g-zelenogradska-na-2011-2012.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonodatelnie-iniciativi-67-perehod-k-samoregulirovaniyu-opit-stanovleniya-i-perspektivi-razvitiya-organizato.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-osnovi-rezhissuri-i-operatorskogo-masterstva-dlya-specialnosti-032401-65-reklama-podgotovki-specialista.html
  • college.bystrickaya.ru/1-energosberezhenie-i-povishenie-energeticheskoj-effektivnosti-kraevih-i-municipalnih-uchrezhdenij.html
  • testyi.bystrickaya.ru/52-korporativnie-konkursi-klyuchevie-napravleniya-i-mehanizmi-osushestvleniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razrabotka-modelej-bakalavra-po-specialnosti-i-magistra-po-specialnosti-realizaciya-modelej-po-gruppam-specialnostej.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-profilnogo-obucheniya-socialnaya-bezopasnost.html
  • lesson.bystrickaya.ru/recepti-so-vsego-sveta-pishevie-produkti-chast-28.html
  • pisat.bystrickaya.ru/turisticheskij-i-gostinichnij-rinok-tulskoj-oblasti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/simmetriya-eto-krasota-i-garmoniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/byudzhet-es-problema-formirovaniya-i-rashodovaniya-sredstv-rol-byudzheta-v-razvitii-i-uglublenii-evropejskoj-integracii-chast-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-usloviya-obucheniya-v-shkole-vospitatelnaya-sistema.html
  • literature.bystrickaya.ru/d-petin-russkoe-gornoe-obshestvo-a-borovikov-alpinizm-v-nashej-strane.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hodarev-a-s-ken-rgeu-rinh-uchenie-zapiski-skags.html
  • writing.bystrickaya.ru/fizika-utverzhden.html
  • grade.bystrickaya.ru/mp-forma-3-administraciya-karamishevskogo-selskogo-poseleniya-postanovlenie.html
  • exam.bystrickaya.ru/veterinarno-sanitarnaya-ekspertiza-produktov-uboya-ptici-pri-infekcionnih-boleznyah-bakterialnoj-etiologii.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skazhi-mne-i-ya-zabudu-pokazhi-mne-i-ya-zapomnyu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.