.RU

Организационно-экономические основы повышения эффективности сферы образовательных услуг





На правах рукописи


Волобуева Ирина Николаевна


Организационно-экономические основы повышения эффективности сферы образовательных услуг

Специальность 08.00.05. Экономика и управление народным

хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - сфера услуг


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Майкоп – 2011


Работа выполнена на кафедре экономической теории, экономики и управления НОЧУ ВПО «Институт экономики, права и гуманитарных специальностей»

(г. Краснодар)



Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор
^ Берлин Сергей Игоревич

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Хутыз Заурбеч Асланбиевич


доктор экономических наук, профессор

^ Чуваткин Петр Петрович

Ведущая организация:

НЧОУ ВПО «Южный институт менеджмента»



Защита состоится «27» июня 2011 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.113.01 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Майкопский государственный технологический университет» по адресу: 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 191, ауд. 212.


С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке и на официальном сайте ГОУ ВПО «МГТУ» http://www.mkgtu.ru.


Автореферат разослан «26 » мая 2011 года.


Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 191, диссертационный совет по экономическим наукам ДМ 212.113.01, Ученому секретарю.



Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор экономических наук, доцент



Л.И. Задорожная



^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Образовательное пространство Российской Федерации активно подвергается процессам модернизации, преобразования затрагивают и структуру, и функции системы образования, а также содержательные характеристики и технологии обучения. Противоречия и проблемы как внутри системы образования, так и вне ее порождают интерес к исследованию процессов функционирования и развития, как отдельных учреждений образования, их сетей, так и целых систем непрерывного образования.

Современная система образования России представляет собой сложную организационную структуру, ее постоянное обновление обусловлено сдвигами в социальной структуре страны и меняющимися интересами различных слоев и групп населения нашего общества, а также общими тенденциями развития модернизационных процессов во всем мире, их глобальным общецивилизационным масштабом. Роль образования для развития общества и обеспечения долгосрочного процветания страны высока, так как именно от уровня образования общества и отношения к научному потенциалу нации зависит возможность государства оставаться конкурентоспособным на мировом рынке.

Актуальность развития на научной основе государственной системы общего и профессионального образования обусловлена тем, что преобразовательные демократические процессы в России диктуют необходимость выяснения роли государства по отношению к проблемам профессионального образования в условиях рыночных отношений. Недооценка степени важности государственного воздействия на систему профессионального образования и недостаточное внимание к проблемам подготовки специалистов в России влечет за собой серьезные научно-технические, технологические и как следствие - социально-экономические последствия и создает реальную угрозу национальным интересам общества.

Тем не менее, преодоление кризиса в области образования - задача, в решение которой должны быть вовлечены все заинтересованные стороны на всех уровнях системы образования. Отраслевые и региональные антикризисные программы должны разрабатываться на основе общественного диалога и компромисса, баланса социальных интересов. Для того чтобы приостановить деградацию образовательной отрасли, необходимы дальнейшие преобразования системы финансирования образовательных учреждений, организационно-институциональные и структурные преобразования.

Сущность же самой образовательной услуги в комплексно целенаправленно создаваемых и предлагаемых возможностях для приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей. Спрос на образовательные услуги имеет существенные перспективы. В частности, расширение сферы малого и среднего бизнеса формирует спрос на специалистов в сфере управления, финансов, маркетинга. Это влечет за собой увеличение количества потребителей образовательных услуг.

Формирующийся современный рынок образовательных услуг обладает рядом особенностей, среди которых научный интерес представляет поведение потребителей и производителей образовательных услуг в условиях глобальной экономики. Особая роль на рынке образовательных услуг принадлежит государству, которое выступает и как потребитель накопленных знаний и результата образования, и поэтому государство заинтересовано в контроле и регулировании рынка.

Развитие образовательного рынка идет параллельно с процессами социального и экономического развития, и для удовлетворения возрастающего спроса на образовательные услуги в свете глобализации и информатизации мирового сообщества необходима новая форма получения образования.

Можно утверждать, что проблема формирования рынка образовательных услуг в современных условиях принадлежит к фундаментальным исследованиям и связана как с определением направлений развития всей системы образования, так и становлением взаимоотношений между всеми субъектами данного рынка, что зависит от степени влияния государства на процесс становления экономического равновесия в обществе. Поэтому изучение, обобщение, обоснование и уточнение методических подходов к проблеме формирования рынка образовательных услуг в условиях трансформации экономической системы являются актуальными и могут быть выдвинуты в разряд первоочередных задач в структуре социально-экономических исследований.

В связи с вышеизложенным, важной стратегической задачей модернизации и рыночной трансформации сферы образовательных услуг, обеспечивающей её устойчивое развитие и социальное благополучие, является формирование регулируемого рынка образовательных услуг сообщающегося и интегрированного с региональным рынком труда.

^ Степень разработанности проблемы. В общем виде подходы к трактовке образования в экономическом аспекте сформулированы в классических работах Ф. Листа, А. Маршалла, А. Мизеса, А. Смита, С. Фишера, ставших отправной точкой развития данного направления научных изысканий. Теоретики западного взгляда на экономику образования Г. Беккеп, М. Блаут, Э. Дениссон, Ф. Кумбс, Ф. Махлуп, Д. Хайман, К. Эроу и др. сформировали современные представления об образовании как основном элементе человеческого капитала, охарактеризовали природу и критерии эффективности затрат на образование. Осмысление и развитие идей человеческого капитала, предоставления образовательных услуг как общественных благ, содержат работы отечественных исследователей B.C. Автономова, И.М. Албеговой, A.M. Бабича, Э.Н. Гольдштейна, Е.В. Егорова, В.А. Жамина, Е.Н. Жильцова, Ю.В. Зотова, В.Г. Игнатова, Р.И. Капелюшникова, В.В. Клочкова, С.Л. Костаняна, Н.В. Македонской, Д.С. Малкиной, В.И. Марцинкевича, Н.Н. Москалёвой, И.Н. Мысляевой, В.К. Розова, А.Я. Спектора, Е.Н. Чупрунова, Н. Хроменкова, Л.И. Якобсона и др.

Принципы и формы функционирования и взаимодействия отдельных звеньев и всей системы образования в целом, в том числе аспекты её регионализации и экономизации, рассматриваются в трудах В.М. Зуева, В.Г. Кинелева, Ю.С. Колесникова, Я.И. Кузьминова, В.И. Моргунова, И.А. Рождественнской, А.В. Рубцова, В.А. Садовничего, В.А. Северцева, Л.Н. Тарасюка, К.Н. Цейковича, И.М. Шеймана, СВ. Шишкина, В.Е. Шукшунова, И.И. Харченко, Б.Г. Юдина, A.M. Юркова, П.П. Чуваткин и др.

Изучение проблем функционирования сферы услуг и обоснование тенденций её развития глубоко исследованы в трудах российских ученых Г. А. Ахинова, Л. С. Демидовой, Е. В. Егорова, Л. И. Ерохиной, Е. Н. Жильцова, В. Н. Казакова, Т. И. Корягиной, Ш. М. Магомедова, В. Ю. Морозова, А. Г. Новицкого, Е. Г. Решетниковой, В. М. Рутгайзера, В. Н. Соловьева, Л. Б. Сульповара, Г. Н. Сюткина, Л. И. Якобсона, Я. С. Ядгарова и др. В изучение особенностей развития сферы услуг на региональном уровне определенный вклад внесли С.И. Берлин, А.А. Ермоленко, Х.Р. Блягоз, В.И. Голик, Т.Н. Овсянникова, Л.И. Задорожная и др.

Вместе с тем, несмотря на обширные разносторонние исследования образовательных процессов проблема функционирования рынка образовательных услуг применительно к новым условиям - модернизации экономических систем - разработана недостаточно, что и обуславливает актуальность и значимость дополнительных исследований, а также выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.

^ Цели и задачи исследования. Целью исследования является разработка теоретических и прикладных аспектов повышения эффективности сферы образовательных услуг, а также построение концептуальных организационно-экономических основ активизации рынка образовательных услуг в общем процессе модернизации экономики.

Цель исследования предопределила необходимость решения следующих основных задач:

- исследовать сущность экономических категорий, связанных с тенденциями развития сферы образовательных услуг в условиях социально-экономической трансформации;

- проанализировать особенности и направления функционирования сферы образовательных услуг в экономической динамике;

- обосновать место и роль государства в развитии современной сферы образовательных услуг;

- охарактеризовать состояние и развитие рынка образовательных услуг Краснодарского края;

- разработать организационно-экономический механизм функционирования рынка образовательных услуг на примере Краснодарского края;

- исследовать возможности кластерных технологий в создании эффективных секторов образовательных услуг в региональных экономиках;

- выявить стратегические направления развития сферы образовательных услуг в модернизируемых социально-экономических системах;

- определить концептуальные направлений повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования на рынке образовательных услуг.

^ Объектом исследования является рынок образовательных услуг в модернизируемой экономике и его роль в формировании нового качества человеческого капитала.

^ Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, связанные с повышением экономической активности и эффективности функционирования рынка образовательных услуг.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК (по экономическим дисциплинам). Диссертационное исследование выполнено в соответствии с п.п. 1.6.109. «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка», 1.6.117. «Современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг», 1.6.125. «Повышение эффективности использования рыночных инструментов в сфере услуг» - специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - сфера услуг» Паспорта специальностей ВАК РФ (экономические науки).

^ Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются труды современных российских и зарубежных ученых по деятельности в сфере образовательных услуг, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Краснодарского края. В ходе исследования использовались материалы органов государственной статистики, а также собственные расчеты автора. В диссертации использованы законодательные и нормативно-правовые акты и документы федеральных и региональных органов власти по вопросам регулирования и развития сферы образовательных услуг России. При выполнении диссертационной работы рассматривались и обобщались результаты исследований в области сферы услуг в частности развитие образовательных услуг. Исследованы концепции и программы развития регионов на разных этапах последнего десятилетия в контексте влияния сферы образовательных услуг на их экономическую динамику.

В основе диссертационной работы лежат общенаучные методы диалектического познания действительности, сравнительного и логического анализа, функционального и системного подходов, а также статистические и экономико-математические методы, методы графического анализа информации. В качестве методологического инструментария использовались методы теоретического и эмпирического исследования, методологические приемы и подходы, применяемые в анализе сферы образовательных услуг, позволяющие учитывать специфику экономической ситуации исследуемого региона. Процесс исследования осуществлялся при помощи средств компьютерной техники и современного программного обеспечения.

^ Информационно-эмпирическую базу исследования составили материалы Министерств и ведомств, официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориальных органов, администрации Краснодарского края, научные публикации и концептуальные материалы Стратегии развития России до 2020 года.

Эмпирической базой исследования послужили действующее законодательство РФ, законодательные и нормативные акты администрации и Законодательного Собрания Краснодарского края, сведения полученные автором в результате личных опросов руководителей, специалистов органов управления хозяйствующими структурами, а также собственные расчеты автора.

^ Нормативно-правовую базу настоящей работы составили Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы, указы и нормативные акты Президента и Правительства РФ, региональные законодательные акты об активизации деятельности в сфере образовательных услуг и роли этого процесса в период модернизации Российской экономики.

^ Рабочая гипотеза исследования состоит в авторском предположении, что систематизация знаний в области развития сферы образовательных услуг России детерминируется их формализацией в области экономической и социальной деятельности, на базе которых возможна разработка и принятие стратегических решений в поступательной модернизации их экономик.

^ Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Исследование сферы образовательных услуг исходит из факта двойственности природы ее социально-экономических отношений, обусловленных: принадлежностью образовательных услуг к социальной сфере, обладающей специальными институциональными ограничениями качественных параметров используемых ресурсов и факторов предоставления, а также доходности создания услуг; участием данных ресурсов, факторов и самих образовательных услуг в рыночном обороте. Указанная двойственность устойчиво воспроизводится в процессах функционирования и развития сферы образовательных услуг.

2. Специфические характеристики эволюции российской сферы образовательных услуг могут быть установлены на основе: выделения основных этапов процесса ее формирования и развития, классификации основных субъектов - участников функционирования сферы образовательных услуг; анализа всей совокупности отношений, складывающихся между указанными субъектами.

3. Эффективная социально-экономическая деятельность сферы образовательных услуг на современном этапе опосредована интеграционными процессами в сочетании с инвестиционной и инновационной деятельностью субъектов сферы образовательных услуг при обязательной регулирующей и стимулирующей функции государства и общественного контроля как стратегических регуляторов заказов на выполнение образовательных услуг и оценки эффективности образовательной сферы.

4. Интенсивно проводимая на государственном уровне кластерная политика позволяет сфере образовательных услуг перейти на новый качественный уровень совместимости интересов государства, образования и науки, бизнеса и общества на основе единства внутренней и внешней среды образовательного сообщества, комбинации конкуренции и кооперации с целью интенсификации инновационных процессов в образовании.

5. Критическое состояние кадровой политики и управления персоналом в сфере образовательных услуг предполагает применение более действенных методов стимулирования персонала образовательных субъектов: участие в собственности, в прибылях, в управлении. Такой организационно-экономический механизм обеспечит ориентацию образовательных организаций на потребности рынка, и создаст условия для эффективного стратегического управления.

6. Комплексную и достаточно объективную оценку эффективности функционирования сферы образовательных услуг и ее субъектов целесообразно проводить на трех уровнях: отдельного менеджера, функционального органа управления, системы управления организацией сферы услуг как единого целого. Для адекватного реагирования субъектов сферы образовательных услуг на состояние внешней среды необходимо применять метод ранжирования задач и воздействий.

^ Научная новизна исследования заключается в авторском подходе к формированию инструментария и исследования направлений повышения эффективности сферы образовательных услуг, а также оценки эффективности сферы образования в модернизируемых региональных экономических системах как доминантах мезоэкономического развития. Конкретное приращение научного знания характеризуется следующими положениями:

- аргументирована сущность и основные тенденции развития сферы образовательных услуг, обосновано содержание образовательной услуги с учетом этапов и структурных элементов, уровней и целевых установок, принципов, форм и методов ее предоставления в условиях модернизации экономики;

- определена специфика роли государства в формировании институциональной основы и регулировании рынка образовательных услуг, заключающаяся в установлении формальных и неформальных институтов и жестких правовых институтов для всех субъектов рынка с целью обеспечения общенациональных интересов, а так же рассмотрены методы государственного регулирования рынка образовательных услуг путем предоставления субсидий потребителям образовательных услуг и перелива капитала;

- разработан и реализован организационно-экономический механизм функционирования рынка образовательных услуг Краснодарского края, включающий в себя гармонизацию интересов потребителей и производителей как основной фактор повышения эффективности сферы образовательных услуг в контексте их реформирования;

- разработана модель повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования на рынке образовательных услуг, позволяющая повысить эффективность деятельности субъектов хозяйствования на рынке образовательных услуг, по средством необходимых качественных изменений в управлении их внутренней содержательной средой, в которую входят знания, творчество, интеллектуальный потенциал на современном этапе развития экономики;

^ Практическая и теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что основные положения, методические подходы, выводы и предложения позволяют дополнить существующие исследования по эффективной реализации экономических категорий, связанных с активностью деятельности субъектов хозяйствования на рынке образовательных услуг.

Представленные теоретические выводы и предложения, авторское исследование особенностей и направлений функционирования механизма генерирования экономического роста на региональном и корпоративном уровнях направлены, прежде всего, на теоретическое обоснование и практическое решение актуальных задач в сфере образовательных услуг. Они могут послужить исходным материалом для дальнейших исследований, направленных на совершенствование образовательных услуг в модернизируемых региональных экономиках России.

Выявленные в диссертации информационные параметры технологии повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования на рынке образовательных услуг, позволяющие структурировать тенденции и направления развития образовательного процесса, могут быть использованы региональными и муниципальными органами власти при разработке концепций развития и активизации деятельности на рынке образовательных услуг в регионах, отраслевых программ формирования, функционирования и повышения эффективности деятельности сферы образовательных услуг, а также конкретных механизмов управления в рамках разрабатываемых программ развития на ближайшую перспективу.

Полученные теоретические и методические разработки, выводы и практические рекомендации по формированию стратегии развития сферы образовательных услуг в социально-экономических системах, на основе использования кластерных технологий в создании эффективных секторов образовательных услуг могут быть использованы министерствами и ведомствами, а также органами управления образованием в регионах России для обеспечения научной и методической основы рационального ведения хозяйств в условиях растущей конкуренции.

Значительные части разделов и предложений диссертационного исследования доведены до стадии, обеспечивающей возможность их непосредственного использования при разработке региональных программ поддержки и развития хозяйствующих структурных единиц рынка образовательных услуг не только Краснодарского края, но и других регионов России. Полученные автором научные результаты, могут быть использованы при разработке целевых программ модернизации образовательного процесса регионов РФ.

Некоторые результаты диссертационного исследования использованы в учебном процессе при подготовке ряда экономических дисциплин «Экономическая теория», «Управление персоналом», «Экономика и социология труда», а также в программах повышения квалификации руководителей образовательных учреждений.

^ Апробация результатов исследования. Результаты и основные положения диссертационной работы обсуждались на международных, всероссийских, межвузовских научно-практических конференциях и семинарах в гг. Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Таганрог, Краснодар, Нальчик, Грозный, Сочи в 2008-2011гг., а также в материалах периодической печати.

Основные положения диссертации использованы в работе администрации и Законодательного Собрания Краснодарского края в формировании стратегии развития образования на долгосрочную перспективу.

Публикации. По результатам исследования автором опубликовано 14 научных работ общим объемом 16,6 п.л., в том числе 1 монография и 3 статьи в журналах рекомендуемых ВАК РФ.

^ Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованных источников и приложений. Структура и логика работы согласуются с предметом и целью исследования, что нашло свое отражение в оглавлении диссертации.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


В современных российских условиях, когда в обществе формируются новые ценности жизни и культуры, движущей силой экономического развития является конкуренция, функция образования как фактора воспроизводства социальной структуры общества приобретает особое качественное своеобразие.

Образование осознается людьми главенствующей социальной ценностью современности: в обществе формируется устойчивый спрос на образовательные услуги; отчетливо прослеживается динамика профессиональных ориентаций молодежи. Образование оценивается как возможность получения профессиональных знаний, повысить качество жизни, гарантия успешной социализации, а не только за его формальный атрибут - диплом.

Содержание и общий подход системы российского образования неадекватны современным императивам общественного развития, необходимому качеству рабочей силы, жизненным планам выпускников образовательных учреждений, уровню потребностей личности в общих и профессиональных знаниях, в умении адаптироваться к современным общественно-экономическим условиям, и, наконец, текущим и перспективным социальным функциям самой системы образования. Все это, а также неблагоприятная ситуация с условиями работы, доступностью образования для всех слоев населения вызвали необходимость реорганизации системы образования. От того, насколько эффективно будет функционировать социальный институт образования, зависит и успех реформ.

От состояния на рынке образовательных услуг напрямую зависит от положения дел в обществе - его экономической и социальной сферы, духовной и политической жизни. Ограничение возможностей общества в развитии рынка образовательных услуг ведет к изменению различных характеристик социально-экономической жизни и снижению качества человеческого капитала.

Формирующийся рынок образовательных услуг в России, хоть и следует мировым тенденциям, но имеет свои особенности. Система образования, существующая в стране, формировалась в условиях этатисткой концепции ценностей, предполагающей приоритет государственных интересов по отношению к интересам отдельного человека..

Услуга высшего образования специфична, как результат особого характера, конкретного труда - труда преподавателей-исследователей, услуга удовлетворяет особого рода потребности- духовные. Услуга высшего образования - это особый вид деятельности, обусловленный духовными потребностями людей, деятельность, не принимающая осязательных результатов, но имеющая целью обеспечение полезною эффекта в виде получения определенного набора знаний для работы по специальности в сфере интеллектуального труда.

Для рынка в образовательной сфере характерны следующие особенности:

-наличие достаточного количества вузов, других образовательных учреждений и некоторых организаций, производящих такие же услуги и продукцию, а так же потребителей, заинтересованных в их приобретении и использовании (этим достигаться взаимный выбор и конкуренция субъектов рынка);

-одинаковая доступность всех субъектов рынка к необходимым ресурсам;

-производство услуг и продукции на недостаточно известный рынок, характерный тем, что вузы не всегда точно знают своего потребителя, его местонахождение, численность, потребительские предпочтения и т.д.;

-самостоятельность вузов в осуществлении своей деятельности, включая возможность самим выбирать направления подготовки специалистов, заключать договора, принимать и выполнять заказы, принимать и увольнять работников и т.д.

На сегодняшний день на российском рынке предоставлен достаточно широкий спектр образовательных услуг. Для наиболее наглядного и системного представления нами предлагается классифицировать образовательные услуги по различным признакам (см. рис 1).




Рисунок 1. Классификационные признаки образовательных услуг

*Рисунок составлен в результате исследования автора


В настоящее время система высшего образования России представляет собой не только сеть высших учебных, заведений, по и совокупность взаимодействующих между собой учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы различных уровней и ступеней.

Таким образом, рынок образовательных услуг в условиях трансформации экономической системы следует рассматривать как крупный базовый сектор экономики России, который обладает инвестиционной привлекательностью, связанной с инвестициями в человеческий капитал. Вложения в образовательные услуги обладают большей эффективностью в сравнении с другими видами инвестиций и определяют место страны в мировом интеллектуальном сообществе. На человеческий капитал практически во всех странах мира приходится более половины накопленного национального богатства.

Трансформационные процессы, происходящие сегодня в странах с развитой рыночной системой, анализируются теорией трансформации капитализма, трактуемые как процесс перерастания в постиндустриальное, информационное общество, в экономику знаний. Предполагаемое наступление эры социальной справедливости обусловлено превращением знаний в доминирующий ресурс, повышением роли личности в процессе производства и возрастанием роли знаний и как следствие образовательных услуг.

Важное обстоятельство: экономика знаний - неразделимая триада рынков - рынка знаний, рынка услуг и рынка труда. Их нельзя рассматривать изолированно, настолько тесно они друг с другом взаимодействуют, из чего вытекает много следствий и что должно быть осознано людьми, которые принимают решения в данной области.

«Экономика знаний» не отменяет необходимости регулирующей роли государства. Она усиливает конкуренцию на рынке, делает доступ к знаниям, информации, образованию более открытым, но не ликвидирует функцию государства по её регулированию.

В результате проведенного теоретического исследования, можно дать следующую характеристику образовательных услуг:

- образовательные услуги, являясь смешанным благом, сочетают в себе черты чистого общественного и чистого частного блага;

- образовательная услуга - это результат хозяйственной деятельности производителя образовательных услуг;

- образовательная услуга - это особый вид товара (продукта), который создается в образовательной отрасли и обладает потребительной стоимостью, удовлетворяет образовательные потребности личности, общества и государства;

- образовательные услуги невещественны, не могут накапливаться потребителем и осязаться. Потребляя их, учащийся накапливает знания и профессиональные умения и навыки;

- образовательная услуга с помощью рыночного механизма превращает знания в товар;

- образовательная услуга производится и потребляется в ходе её производства, но это длительный и регулируемый процесс;

- образовательная услуга способствует социальной мобильности в условиях трансформации экономической системы;

- образовательная услуга помогает адаптироваться человеку в условиях трансформации экономической системы.

На рынке образовательных услуг существуют две большие группы производителей образовательных услуг профессионального образования:

-государственные;

-негосударственные, коммерческие.

Сравнительная характеристика видов высших учебных заведений и представляемых ими видов услуг представлена в таблице 1.

Учитывая объёмы внебюджетного финансирования, зависимость функционирования высшего и среднего учебного заведения от коммерческой деятельности, экономическое поведение государственных и негосударственных образовательных учреждений на рынке образовательных услуг существенно не различается.

Однако, мировой экономический кризис и демографический спад, негативно отразятся на численности студентов вузов. По оценкам специалистов произойдет сужение образовательного рынка и сокращение сектора образования за счет ликвидации неконкурентоспособных учебных заведений. Участие в Болонском процессе повысит требования к качеству образования в российских вузах и их конкурентоспособности с международными филиалами учебных заведений на образовательном пространстве.


Таблица 1 - Сравнительные характеристики различных видов высших учебных заведений в РФ

Университет

Академия

Институт

Реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей)

Реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования

Реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования



Продолжение таблицы 1

Осуществляет подготовку, переподготовку и/или повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников

Осуществляет подготовку, переподготовку и/или повышение квалификации работников высшей квалификации, для определенной области научной, научно-педагогической деятельности

Осуществляет подготовку, переподготовку и/или повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности

Выполняет фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру наук

Выполняет фундаментальные и прикладные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры

Ведет фундаментальные и/или прикладные научные исследования

Является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности

Является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности




*Таблица составлена по данным исследования автора

На предложение образовательных услуг и индивидуальных и рыночных оказывает воздействие ценовой фактор. Производство новых образовательных программ требует от образовательного учреждения дополнительных затрат на разработку, аккредитацию, внедрение, поэтому такие программы будут относительно дороже существующих. Поэтому образовательное учреждение будет заинтересовано разрабатывать новые образовательные программы, формы обучения, если цена их будет расти. Расширение ассортимента предлагаемых образовательных программ будет продолжаться до тех пор, пока дополнительные затраты не превысят дополнительный доход, полученный от реализации дополнительной единицы образовательной услуги.

В целом, если цена на однотипные образовательные услуги возрастает, образовательные учреждения будут стремиться увеличить объем предоставляемой образовательной услуги. Другие вузы будут стремиться, так же изменять свой ассортимент, предлагаемых образовательных услуг, в пользу наиболее востребованных на рынке. Именно такое взаимодействие и позволило быстро откликнуться на выпуск специалистов по новым специальностям, когда экономическая ситуация в России изменилась.

Таким образом, можно сказать, что на рынке образовательных услуг действует закон предложения. Но индивидуальное предложение образовательных услуг имеет следующие ограничения: площадь образовательного учреждения, количество профессорско-преподавательского состава и другие факторы. Поэтому при достижении определенного объема образовательных услуг дальнейшее увеличение предложение становится невозможно.

В последние годы активизировалась также и инвестиционная деятельность, при этом инвестиции в основной капитал в образовательные услуги, имеют тенденции к росту (см. табл.2).


Таблица 2 -Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности (в процентах к итогу)




1995

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Инвестиции в основной капитал - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

образование

1,8

1,3

1,5

1,5

1,4

1,8

1,9

2,1

* Таблица составлена по данным: Россия в цифрах. Стат. сборник. ФСГС России. М. 2011, С. 403.

Анализ таблицы свидетельствует о том, что динамика инвестиционной активности в целом положительная. Бурный рост инвестиций в российскую экономику начался в 1995 г. В последующие три года рост инвестиций составил в 1996 г. - 246%, в 1997 г. - 41%, в 1998г. - 9%. В год экономического кризиса (1998 г.) темпы роста объема инвестиций снизились до 2%. После преодоления кризиса в 1999 г. инвестиционная активность снова возросла и составила 64% объема инвестиций в предыдущем году, а в 2003г. - 57% объема 1995г. Однако темпы роста инвестиций в 2006 г., несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, снизились на 18,3% по сравнению с 2004 г., далее заметный подъем наблюдается. Так в 2009году инвестиционная активность возросла на 13,7%, а по данным на сентябрь 2010 года выросла еще на 17,4%.

Специфика российской экономики заключается в том, что основная часть инвестиций направлена не на дифференциацию услуг и повышение их качества, а на обновление основных фондов предприятий. Большая часть инвестиций в основной капитал, т. е. совокупность затрат, идущих на создание и воспроизводство основных средств (новое строительство, расширение и модернизацию объектов, приобретение оборудования)/ Объемы инвестиций в 2009г. в образовании, не превышали 2,9 % от общего объема инвестированных средств.

Созданные субъектами рынка образовательных услуг мониторинговые системы решают задачи, стоящие перед отдельным учреждением или организацией. Для реализации всей образовательной деятельности, например, на уровне региона необходимо создать региональную информационную систему мониторинга с тем, чтобы иметь возможность разработки научно обоснованного прогноза в развитии рынка образовательных услуг, поскольку существует объективная необходимость в региональной системе наблюдения и регулирования образовательных процессов.

Построение системы мониторинга регионального уровня должно базироваться на принципах, единых для построения системы федерального наблюдения и локальных мониторинговых систем. Мониторинг должен создаваться как совокупность информационных подсистем, объединенных общей целевой функцией и охватывающих все направления изучения состояния рынка образовательных услуг, гарантировать максимальную полноту информационного обеспечения руководителей, позволять дифференцировать и агрегировать информацию по уровням управления.

Важной особенностью информационной системы мониторинга образовательных услуг является открытость системы, т.е. информация, необходимая индивидуальному потребителю образовательной услуги, должна быть для него доступна.

Применительно к образовательным услугам можно выделить следующие три основных типа потребителей:

-индивидуальные;

-предприятия и организации;

-общество в целом.

В диссертационном исследовании нами рассмотрены интересы каждой из групп, определяющие поведение потребителей образовательных услуг.

В процессе модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия. Необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования.

Необходимо создать отсутствующую до настоящего времени единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, сопоставимую с мировой практикой, а также систему мониторинга образования. Ближайшая цель - формирование оптимальной модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего - образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур. Должна быть обеспечена гласность и прозрачность обсуждения и принятия управленческих решений. Социальная значимость сферы образования, расширение доступа к получению образовательных услуг требует государственных методов регулирования.

На наш взгляд, назрела необходимость введения механизма общественного контроля над финансовой деятельностью учебного заведения, что должно способствовать более эффективному функционированию рынка образовательных услуг. В частности, важно обеспечить расширение участия общества в управлении образованием (производителями образовательных услуг), что может быть достигнуто путем создания:

- системы попечительских советов (образовательных организаций, муниципалитетов и т.п.), что позволит усилить внимание к проблемам развития и нуждам образования, обеспечить приток в производство образовательных услуг дополнительных ресурсов - финансовых, материальных, кадровых. Будет способствовать контролю за эффективностью использования выделенных средств и за деятельностью администрации;

- фондов поддержки производителей образовательных услуг (образовательных организаций), аккумулирующих средства юридических и физических лиц, направляющих их на решение конкретных проблем в сфере образования;

- системы поддержки профессиональных сообществ в сфере образования и привлечение их к решению различных вопросов образовательной тактики и стратегии, как на федеральном, так и на региональном уровнях;

- условий развития негосударственного сектора на рынке образовательных услуг;

- условий в области льготного налогообложения, для стимулирования различных форм самоорганизации населения и хозяйствующих субъектов в области экономики.

Решение этих проблем потребует напряжения ресурсов и концентрации усилий не только всего общества, но и всех субъектов рынка образовательных услуг.

С данной позиции необходимо рассматривать совершенствование государственного регулирования экономики региона в отраслевом разрезе, в котором основное внимание уделяется его формам и методам. Особенно важным становится обеспечение их совокупного воздействия на сферу образовательных услуг, исходя из содержания и назначения форм и методов государственного регулирования, приведенных в таблице 3.


Таблица 3 - Формы и методы государственного регулирования развития сферы образовательных услуг

Наименование

Назначение и содержание

Методы

Прямые


Планирование, решение организационных и административных задач, контроль, как комплекс обязательных для исполнения требований к хозяйствующему субъекту со стороны государства


Продолжение таблицы 3

Косвенные

Воздействие государства на экономические интересы производителей товаров и услуг путем создания благоприятных неблагоприятных условий функционирования

Формы

Фниансово-кредитная политика

Финансирование предприятий (организаций государственной и муниципальной собственности). Дотации, субсидии, помощь спецфондов. Льготные кредиты, гарантии по кредитам. Финансирование РЦП отраслей сферы обслуживания. Финансовый лизинг.

Налоговая политика

Определение приоритетов налогообложения отраслей сферы услуг. Налоговые льготы (дифференцированные) и кредиты. Совершенствование системы учета и отчетности.

Материально-техническая помощь

Сдача в аренду госпредприятий, недвижимости и продажа но льготным ценам в рассрочку. Государственный (муниципальный) заказ. Траст на льготных условиях.

Информационная

поддержка

Предоставление информации предприятиям и организациям сферы услуг на бесплатной основе. Формирование банка данных и моделей рынка платных и бесплатных услуг. Подключение предприятий и организаций к системе «Интернет».

Консультативная

помощь

Консультирование предприятий и организаций сферы услуг по различным вопросам. Оказание помощи в разработке и реализации проектов использования новой техники и прогрессивной технологии. Обеспечение обучения и повышения квалификации работников сферы услуг.

*Таблица составлена по данным исследования автора

Между формами и методами можно отметить органичную связь, которая позволяет модифицировать формы с позиции оптимизации сочетания основных методов государственного регулирования (прямых и косвенных), что позволяет наиболее успешно применять государственное регулирование в управлении развитием сферы образовательных услуг региона.

Таким образом, в целом изложенные основные положения и направления совершенствования сферы образовательных услуг региона должны способствовать устойчивому развитию ее отраслей, предприятий, организаций и всей системы, отвечающему закономерностям и требованиям современной рыночной экономики, ориентированной на научно-технический прогресс и человека. Одновременно они создают условия для повышения эффективности данной области народного хозяйства региона. Решение этих проблем возможно только на основе неуклонного совершенствования методической базы формирования и совершенствования управления экономическими процессами сферы образовательных услуг, проведения оценки эффективности ее развития с учетом специфики отраслей и особенностей конкретного региона. Практическая реализация предложенных рекомендаций может способствовать улучшению хозяйственной деятельности всех звеньев и составляющих сферы образовательных услуг рассматриваемого региона и позитивно отразиться на ходе экономических и социальных преобразований.

В диссертационном исследовании автором был проведен анализ объекта диссертационного исследования - рынка образовательных услуг Краснодарского края. Определены причины оказывающие воздействие на спрос и потребности рынка труда, выявлены диспропорции в выпуске специалистов, требующие разработки координирующего механизма, позволяющего восстановить нарушенные процессы.

В работе проведена сегментация рынка индивидуальных потребителей, предприятий-потребителей ОУ, что позволило разработать карту возможна для использования на рынках образовательных услуг в крупных городах. Для Краснодарского края, как и для целого ряда других субъектов федерации, не характерно участие иностранного капитала при потреблении образовательных услуг. Поэтому предлагается карта, в которой потребитель распределяется с учетом всех сегментов, т.е. предприятия, государственные организации и население. Причем, предприятия делятся на две группы: крупные и средние\мелкие.

Кроме того, в число потребителей краткосрочных образовательных услуг, осуществляемых в виде курсовой подготовки, входят государственные организации: Департамент федеральной службы занятости населения по Краснодарскому краю и Центр социальной адаптации уволенных в запас или отставку кадровых военнослужащих и членов их семей.

Оценка перспективных сегментов рынка должна сочетаться с анализом ресурсов образовательного учреждения, ибо их завоевание может окончиться неудачно, если учебное заведение не обладает достаточным для этого потенциалом. Проведение анализа ресурсов связано с определением слабых и сильных сторон учреждения. На наш взгляд анализ ресурсов образовательного учреждения наиболее полно и достаточно раскрывает экономико-статистический метод, с использованием приемов сравнения, а анализ сильных и слабых сторон SWOT- анализ.

Важно, чтобы при оценке своих слабых и сильных сторон учебное заведение не полагалось только на собственные суждения. Для этого необходимо провести и отраженное исследование, то есть изучить мнение общественных кругов о себе, что дает более объективную оценку. Такую оценку можно получить, используя предложенный автором прием анкетирования потребителей.

Для выбора услуги, необходимо знать какие учебные заведения предоставляют возможность обучаться на бюджетной основе. Образовательные услуги, предоставляемые вузами Краснодарского края сгруппированы по признаку предоставления обучения на бюджетной и контрактной основе.

В качестве объектов, предоставляющих образовательные услуги в направлении экономического высшего образования, в Краснодарском крае, будут представлены субъекты рынка образовательных услуг как государственные, так и негосударственные образовательные учреждения. Для исследования выбрано 5 вузов, среди них два государственных и три негосударственных высших учебных заведения.

Подводя итого можно сделать следующие выводы:

1) Наиболее полный спектр услуг, т. е. наибольшее количество специальностей предлагают два государственных ВУЗа – это Кубанский государственный университет (КубГУ) и Кубанский государственный технологический университет (КубГТУ), причем КубГУ имеет больше преимуществ чем КубГТУ, т.к. на его базе имеются юридический факультет (по результатам опроса вошедший в пятерку самых востребованных), военная кафедра, и практически все коммунально-бытовые услуги потребляемые иногородними студентами.

2) Несмотря на самую высокую цену оплаты услуг сферы высшего профессионального образования (65-78 тыс. руб. за учебный год по договорной форме, потенциальные абитуриенты на первое место поставили опять таки КубГУ, а на второе КубГТУ, по количеству желающих поступить на обучение именно туда.

3) По результатам опроса стало ясно, что практически все выпускники собираются продолжить свое образование на территории края, т. о. регион полностью обеспечивает себя услугами сферы высшего профессионального образования.

Рынок часто формирует прагматичный спрос на те или иные образовательные услуги. Практика стран Запада выработала инструмент противостояния образовательных ценностей господствующей рыночной среде. Этим инструментом является социально - ориентированный маркетинг образовательных услуг, который предполагает, что главная задача учебного заведения - определять нужды, потребности и интересы их клиентов, приспосабливать организацию к тому, чтобы удовлетворять их.

Использование мирового опыта российскими образовательными учреждениями помогает вхождению в рыночные отношения и мировое образовательное пространство. В условиях ограниченности финансовых ресурсов, выделяемых на цели образования, становится актуальным повышение эффективности использования средств, изучение потребностей различных групп населения, прочих потребителей образовательных услуг, исследование рынка, что является сферой применения маркетинга. Несмотря на те трудности, которые присущи в настоящее время образованию в РФ, спрос на него имеет значительные перспективы развития. С учетом длительности цикла образовательных услуг образовательные учреждения должны принимать эффективные маркетинговые решения для формирования спроса, в том числе с учетом региональных особенностей рынка, что еще раз подчеркивает необходимость в сфере образования, в частности маркетинговых исследований.

Россия в настоящее время переживает этап адаптации понятия «кластерная политика» к российским специфическим условиям функционирования государственной власти, науки и образования, бизнеса и общества. Кластерная политика стимулирует инициативу на региональном уровне, что очень важно, прежде всего это инструмент регионального развития, и функции федерального правительства здесь сводятся лишь к нахождению кластеров и созданию стимулов для регионов по их развитию. Общая структура кластера изображена на рисунке 2





Рисунок 2. Общая структура кластера.

*Рисунок составлен по данным исследования автора


В основу функционирования кластера положен ромб Портера (модель «Даймонд»), он представлен на рисунке 3.





Рисунок 3. Модель «Даймонд» (Ромб Портера).

*Рисунок составлен по данным исследования автора


Комплекс взаимодействий, предусматреваемый в этом ромбе, определяет эмерджентность и базирующуюся на ней конкурентоспособность кластера. Условия производства создаются за счет удачного сочетания природных и человеческих ресурсов, ресурсов капитала, физической, административной и научно-технологической инфраструктуры. Эти условия выступают фундаментом факторов специализации и качества.

Связанные и вспомогательные отрасли обеспечивают внедрение инноваций по линии комплектующих и технологического оборудования, что делает их более конкурентоспособными. Для роста конкурентоспособности кластера важно наличие искушенного и взыскательного местного потребителя, требования которого опережают спрос на других рынках и являются «пробным камнем» для глобального спроса на новые товары. Эмерджентность взаимодействий в кластере обусловливает повышение производительности за счет инноваций в технологической и Организационной сферах и стимулирования рождения новых бизнесов, расширяющих границы кластера.

В кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации. Они находятся как бы в разных плоскостях и дополняют друг друга, особенно в инновационных процессах. Взаимодействие с внутренним потребителем кластера «завязано» на конкуренции, с внутренним, как правило, - на кооперации с использованием аппарата снабжения и распределения единого логистического окна. На мировом рынке кластеры присутствуют как единые агенты сети и конкуренции, что позполяет им выступать на равных и противостоять губительным тенденциям глобальной конкуренции.

Кластерный подход становится основой экономической политики многих стран. Для этого на уровне стран и регионов создаются специальные департаменты (советы, агентства) по делам кластеров, которые проводят главным образом информационно-аналитическую работу, а также координируют образовательные программы всех уровней с потребностями соответствующих кластеров.





Рисунок 4. Влияние кластеров на общую экономическую политику.

*Рисунок составлен по данным исследования автора


В свою очередь, кластерная структуризация экономики оказывает существенное влияние на общую экономическую политику государства. Прежде всего, это связано с поддержкой науки, рискованных инноваций, экспортной деятельностью, созданием необходимой инфраструктуры и образованием (рис. 4).

Эффективность экономики определяется степенью развития инновационных процессов, для которых в равной мере важными компонентами являются как получение новых знаний, так и передача их в производственные секторы экономики и социальную сферу.

Автором разработаны рекомендации по формированию локального образовательного кластера на примере Краснодарского края.

Работа по формированию образовательного кластера будет включать следующие этапы: (1) оценка возможности формирования кластера и наличия заинтересованных его участников; (2) разработка механизма формирования кластера:

- выявление участников, заинтересованные в создании взаимосвязей;

- определение принципов, на основании которых функционирует кластер: цели участников, общая стратегическая цель, стратегия развития;

- выявление взаимосвязей и взаимозависимостей внутри кластера;

- разработка положений, норм и правил обеспечения функционирования кластера; (3) формирование структуры управления кластером и механизма его функционирования:

- определение членов координационного совета;

- формирование состава комитетов;

- определение функциональных обязанностей участников кластера;

- определение масштабов совместной деятельности участников, предлагающих рынку однотипные товары или услуги;

- определение кадрового состава предприятий и организаций кла стера для осуществления конкретной деятельности; (4) оценка и выбор приоритетных направлений развития локального образовательного кластера.

Предложена методика определения приоритетных направлений раз вития образовательного кластера в целом и его элементов по составляющим стратегической карты кластера:

- конечные результаты (финансовые и др.);

- клиентской (маркетинговой), характеризующей способность удовлетворять запросы потребителей;

- внутренних бизнес-процессов;

- кадровой, отражающей способность формировать необходимые компетенции.

Основным показателем развития инновационных процессов в образовательном кластере является индекс развития инновационного потенциала.

5. Важным элементом образовательного кластера является вуз. По существующим методикам сложно получить комплексную оценку позиции вуза на рынке образовательных услуг, увязать стратегические цели и имеющиеся ресурсы с помощью стратегических инициатив, так как они не учитывают особенности образовательных кластеров. Предлагаемая автором методика оценки конкурентоспособности вуза в образовательном кластере позволяет получить комплексную оценку позиции вуза, как на рынке образовательных услуг, так и в рамках образовательного кластера. Данная методика основана на анализе конкурентной позиции вуза и дает возможность проанализировать степень использования стратегического потенциала вуза, удовлетворенность его работой основных групп потребителей, а также выявить сильные и слабые стороны по отношению к конкурентам и разработать рекомендации для стабилизации, укрепления или поддержания конкурентной позиции.

По предложенной методике была получена оценка позиции КубГТУ на рынке образовательных услуг Краснодарского края. В результате про ведения исследования были выявлены направления совершенствования деятельности вуза. Так, экономический эффект от реализации мероприятий по укреплению и поддержанию конкурентной позиции КубГТУ в 2010 году составил около 1 552,0 тыс. рублей.

Кластерная политика характеризуется тем, что центральное внимание уделяется укреплению сетей взаимосвязей между экономическими субъектами - участниками кластера, в целях упрощения доступа к новым технологиям, распределению рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в том числе, совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет концентрации и физических контактов специалистов мирового уровня, снижения транзакционных издержек в различных областях за счет увеличения доверия между участниками кластера.

На современном этапе развития для повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования на рынке образовательных услуг необходимы качественные изменения в управлении их внутренней содержательной средой, в которую входят знания, творчество, интеллектуальный потенциал.

В ходе исследования с учетом общерыночных и традиционных факторов и компонентов автором разработана общая модель повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования на рынке образовательных услуг, представленная на рисунке 5.





Рисунок 5. Модель повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования на рынке образовательных услуг

* Рисунок составлен по данным исследования автора


Важное место в решении задач повышения эффективности деятельности предприятий сферы образовательных услуг на микроуровне принадлежит совершенствованию методов управления персоналом предприятий сферы образовательных услуг. Здесь ключевая задача состоит в полном включении механизмов мотивации трудовой активности персонала, преодолении отчуждения работника от целей и задач. Такими механизмами являются участие персонала в собственности, участие персонала в прибылях, участие персонала в управлении.

Оценка эффективности менеджмента в сфере образовательных услуг проводится на трех уровнях - отдельного менеджера, на уровне функционального органа управления, на уровне системы управления фирмой как единого целого. Оценка эффективности труда управленческого персонала должна носить комплексный характер, что позволяет рассматривать организацию управления на предприятии и его менеджмент с разных сторон и затем получать обобщенные оценки.

Для адекватной реакции организации сферы образовательных услуг на события внешней среды угрозы и возможности необходимо ранжировать по степени их настоятельности, т.е. близости и масштабам последствий, которые они могут повлечь за собой.

Непрерывные изменения, происходящие во внешней и внутренней среде организации, действующей на рынке образовательных услуг, требуют использовать при стратегическом планировании разные сценарные подходы, касающиеся всех сторон ее деятельности, отраженные в ее миссии. В качестве основных подходов к реструктуризации субъектов рынка услуг выделяют реструктуризацию развития и реинжиниринг, различающиеся глубиной структурных изменений.

В российской практике все еще встречается пассивная форма стратегии выживания, которая характеризуется сокращением производственных затрат путем сворачивания производства образовательных услуг, сокращения занятости, снижения технологического уровня производства услуг, задержки платежей как кредиторам, так и в государственный бюджет и внебюджетные фонды.

Очевидно, что подобная «стратегия выживания» способна лишь отдалить банкротство субъекта хозяйствования за счет замедления темпов экономического и финансового падения. Предотвратить банкротство эта стратегия не в силах, поскольку она нарушает все принципы настоящей стратегии выживания: укрепление платежеспособности, повышение доходности за счет более точного соответствия продукции запросам потребителей, снижение издержек.

Вместе с тем все большее число российских учреждений образования применяет стратегию активного выживания, которая характеризуется активной маркетинговой политикой, включающей поиск новых рыночных сегментов обновление услуг в соответствии с запросами потребителей и т.д.; активной рекламной политикой, включающей совершенствование технологии производства услуг с целью повышения качества конечного продукта и снижения издержек производства, аутсорсинга, а также повышения финансовой дисциплины для укрепления платежеспособности предприятия и предотвращения возможности применения к ней Закона о несостоятельности (банкротстве), поиском новых организационных структур и т.п.

Изменчивость конъюнктуры рынка образовательных услуг порождает динамизм состава на нем субъектов, соотношения между крупным, малым и средним предпринимательством. Формирование Российского рынка образовательных услуг находится под сильным влиянием процессов концентрации, которая происходит как внутренним, так и внешним путем. Именно концентрация признается сегодня эффективным средством повышения конкурентоспособности компаний. Если внутренняя концентрация идет по пути капитализации прибыли как специфической рыночной политики, то внешняя концентрация осуществляется объединением различных хозяйствующих субъектов посредством поглощений, слияний, акционирования и т.д.

Горизонтальная интеграция может выражаться в пространственных объединениях по принципу цепи, объединяя территориально разобщенные сервисные структуры. Сетевое (цепное) объединение распространено в торговых, гостиничных, ресторанных, страховых и других видах услуг, что способствует прогрессивным преобразованиям технологии, внедрению единой маркетинговой стратегии, созданию приверженности потребителей.

Ряду крупных учреждений в сфере образовательных услуг целесообразно отказаться от непрофильных, нестратегических подразделений и произвести некоторую реструктуризацию на принципах аутсорсинга, сущность которого выражается одной фразой: «Оставляй себе лишь то, что можешь делать лучше других, и передавай внешним исполнителям то, что они могут делать лучше других». Аутсорсинг функций и бизнес-процессов в сфере образовательных услуг предполагает передачу компетентной сторонней организации тех видов деятельности, которые не являются для учреждений бизнес-образующими. Для обоснованного определения аутсорсинга функций важно всегда взвешивать преимущества и недостатки преобразования с позиций управленческого анализа организации.

Таким образом, использование в практической деятельности учреждений сферы образования новых организационно-методических инструментов способно позитивно воздействовать на экономическое и финансовое положение этих организаций, а стало быть, и на повышение их конкурентоспособности. Оптимизация и развитие интеграционных форм хозяйствования в сфере образования должны осуществляться при всестороннем учете следующих обстоятельств: возможностей, условий и способов консолидации активов (и прежде всего специфических активов); необходимости и целесообразности централизации управления (в том числе отдельных функций - организационных, экономических, маркетинговых, технологических, финансовых и др.); полезности преобразования (реорганизации, реструктуризации) отдельных подразделений (фирм, служб, производств) и связей между ними; развития партнерских отношений между участниками объединения (компании); внедрения методов активизации инновационной деятельности и роста инновационного потенциала; возможностей, форм и видов диверсификации деятельности (работ, услуг, организации обслуживания); возможностей и путей повышения конкурентоспособности отдельных участников и компании в целом.

Рынок образовательных услуг в Краснодарском крае активно формируется, постоянно адаптируясь к изменяющимся условиям спроса. При этом происходит постепенный переход от «производственной» или производственно-сбытовой ориентации образовательного учреждения к рыночной, маркетинговой ориентации. Основные достижения в этом плане следующие: расширение ассортимента образовательных услуг, его интенсивное обновление с учетом запросов общества, а главное, начался процесс формирования в организационных структурах некоторых учебных заведений маркетинговых подразделений, что, несомненно, должно способствовать повышению эффективности принимаемых решений в связи с организацией деятельности учебных заведений на рынке ОУ.

Для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование рынка ОУ и создания должной инфраструктуры, необходимо определить задачи по развертыванию маркетинговой активности для посреднических организаций на рынке ОУ (службы занятости, образовательные центры и т. д.). Хотя одной из основных их функций является накопление, обработка и анализ информации о конъюнктуре рынка ОУ.

До настоящего времени эта работа в регионе практически не выполнялась. Основной задачей региональной службы занятости на текущий момент является составление баз данных об уже существующих вакансиях на рабочие места и их предоставление различным организациям города, но никак не прогнозирование спроса на отдельные специальности в соответствии с возможными вариантами экономического развития Краснодарского края в будущем.

Образовательные учреждения были бы заинтересованы в получении подобной стратегической информации, которая способствовала бы возникновению «здоровой» конкуренции между учебными заведениями в плане завоевания перспективных сегментов рынка, повышению качества образовательных услуг, от чего выигрывало бы общество в целом, что обеспечило бы социальный эффект маркетинга образовательных услуг.

Общепризнанно, что она в значительной степени повышает эффективность и результативность системы стратегического планирования в сфере образования не только на уровне отдельного учебного заведения, но и в масштабах государства в целом.

Ограничиваясь тактическими целями, а также целями практической плановой работы служб или отделов маркетинга в департаментах занятости или в ВУЗах Краснодарского края в диссертационном исследовании предлагаются однофакторные экономико-математические модели с использованием корреляционно - регрессионного анализа для прогнозирования спроса на образовательные услуги. Алгоритм формирования однофакторной модели спроса на ОУ в данном случае включает следующие основные этапы:

1. Изучение динамики спроса за исследуемый отрезок времени (5-7 лет) и выявление факторов, влияющих на спрос (структурные изменения в экономике, производстве, административные предписания; новые программы у конкурентов, стоимость обучения, популярность избранного учебного заведения, цена образовательных услуг в избранном образовательном учреждении и т. д.)

2. Расчет модели функциональной зависимости спроса от определяющих факторов, перечисленных выше, прямо или косвенно отражаемых в стоимости или цене обучения.

3. Прогнозирование спроса на основе экономико-математической модели.

4. Анализ и оценка перспектив прогнозирования спроса.

5. Принятие решения

Учитывая тот факт, что прямо или косвенно в стоимости (цене) образовательной услуги, отражаются все перечисленные выше факторы, в модель включаются, лишь основные определяющие факторы. Качество модели при этом может оцениваться практикой, предусматривающей возможность внесения поправки при существенных изменениях условий образовательных учреждений.

Подводя итог проведенному исследованию, хочется обратить внимание на то что если говорить о сочетании совокупного спроса на экономическое образование в целом по Краснодарскому краю, то оперируя средними значениями цен и количеством поступивших в вузы на контрактной основе, можно отметить, что в общем наблюдается тенденция устойчивого спроса при одновременном росте цен на ОУ

Данную тенденцию можно объяснить активизацией малого бизнеса и реального сектора производства, а так же большим желанием выпускников средних школ получить высшее образование. Населением высшее образование в условиях растущей безработицы расценивается, как возможность быть востребованным на рынке труда.


^ По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Монографии:

  1. Волобуева И.Н. Система обеспечения качества вузовского образования: оценка и механизмы управления /И.Н. Волобуева, Язева А.Б. //Межрегиональный информационный научно - практический центр. Нальчик: изд-во М. и В. Котляровых. – 2010. - 11,16 п.л. (авт. 8,0 п.л.)


^ Научные статьи в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ:

  1. Волобуева И.Н. Государство, его место и роль в развитии современной сферы образовательных услуг / Волобуева И.Н. // Москва. Экономические науки. – 2010. - №9. – 1,5 п.л.

  2. Волобуева И.Н. Сущность и основные тенденции развития сферы образовательных услуг / Волобуева И.Н. // Нальчик: изд-во Известия КБНЦ РАН. – 2010. -№6(38) часть 1- 1,5 п.л.

  3. Волобуева И.Н. Направления повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования на рынке образовательных услуг / Волобуева И.Н./Инженерный вестник Дона: электронный научно-инновационный журнал(http://www.ivdon.ru), 2011.- № 1.- 0,8 п.л.



Статьи в сборниках научных трудов и периодической печати:


  1. Волобуева И.Н Сфера образовательных услуг: модернизация и перспективы развития / Волобуева И.Н. // Сборник научных статей «Современные проблемы развития региональной экономики». Нальчик: Издательство КБНЦ РАН. – 2008. – 0,6п.л.

  2. Волобуева И.Н Эффективизация механизма оказания образовательных услуг в регионе /И.Н.Волобуева // «Рациональное природопользование как ключевое условие повышения конкурентоспособности региона: Управление человеческими и природными ресурсами в контексте устойчивого развития». Материалы Международной научно-практической конференции. Краснодар: изд-во Кубанский государственный университет. – 2009, часть 3.- 0,3 п.л.

  3. Волобуева И.Н Стратегические направления развития сферы образовательных услуг в социально-экономических системах / Волобуева И.Н. // Сборник научных статей «Современные проблемы развития региональной экономики». Нальчик: Издательство КБНЦ РАН. – 2009. – 0,6п.л.

  4. Волобуева И.Н. Образовательная составляющая человеческого капитала: социальные приоритеты /И.Н. Волобуева// «Инновации в науке – путь к прогрессу» Материалы XVIII межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов - Краснодар: изд-во Институт экономики, права и гуманитарных специальностей. – 2010. - 0,3 п.л.

  5. Волобуева И.Н. Профессиональное образование как составляющая регионального рынка образовательных услуг /И.Н. Волобуева, С.И. Берлин// Региональный научный журнал «Экономика устойчивого развития». - Краснодар: изд-во Издательско-полиграфический центр Кубанского государственного университета. – 2010, №2.- 1,5 п.л. (авт. 0,8 п.л.)

  6. Волобуева И..Н. Гармонизация интересов потребителей и производителей как основа развития образовательной услуги и повышения эффективности сферы образовательных услуг в контексте их реформирования /И.Н. Волобуева// Центр научной мысли. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки» - 2010. Москва: Издательство «Спутник», – 0,4 п.л.

  7. Волобуева И.Н. Роль образования в социально-экономическом развитии общества /И.Н. Волобуева// Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России». Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. – 0,4п.л.

  8. Волобуева И..Н. Подходы к классификации сферы образовательных услуг / И.Н. Волобуева// Грозный .Известия ЧГПИ №4, 2010. – 0,4п.л.

  9. Волобуева И..Н. Усиление роли сферы услуг в региональном хозяйственном комплексе /И.Н. Волобуева// Всероссийская научно-практическая конференция «Северный Кавказ в системе стратегического развития России». Нальчик: Издательство КБНЦ РАН. – 2011. – 0,6п.л.

  10. Волобуева И.Н. Модернизация образования: ожидаемый вклад в модернизацию России /И.Н. Волобуева, А.Б. Язева//Материалы V Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами». Пенза. Издательство ПГСХА, МНИЦ, 2011. - 0,4п.л.



plan-raboti-pedagoga-psihologa-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-chuvarlejskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
plan-raboti-pedagoga-psihologa.html
plan-raboti-pervichnoj-organizacii-obshestvennogo-obedineniya-belorusskij-respublikanskij-soyuz-molodezhi.html
plan-raboti-plan-raboti-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
plan-raboti-ploshadok-krome-hollov-1-2-etazhej-v-ramkah-vserossijskogo-festivalya-nauki-12-noyabrya-2011-g-vremya.html
plan-raboti-po-informatizacii-mou-sosh-7-na-2010-2011-uchebnij-god.html
  • textbook.bystrickaya.ru/katalog-knig-na-russkom-yazike-pravo-socialnie-voprosi-ekonomika-slovari-spravochniki-monografii-poisk-knig-stranica-12.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-kommercheskaya-deyatelnost-na-rinke-tovarov-i-uslug-den-nedeli.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhurnal-zdorove-metodicheskie-rekomendacii-mr-oficialnoe-izdanie-orenburg2008-upravlenie-federalnoj-sluzhbi.html
  • crib.bystrickaya.ru/individualnij-predprinimatel-osobennosti-pravovogo-statusa.html
  • lesson.bystrickaya.ru/stavropolskij-kraj-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referatov-fio-tema-data-podpis.html
  • universitet.bystrickaya.ru/srok-i-poryadok-otziva-ili-vneseniya-izmenenij-v-zayavki-na-uchastie-v-otkritom-aukcione.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-socialnaya-istoriya-dlya-napravleniya-39-03-01-sociologiya.html
  • studies.bystrickaya.ru/30-svoeobrazie-zhanra-povesti-ob-ubienii-v-orde-mihaila-chernigovskogo-i-boyarina-ego-fyodora.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-zdorovogo-goroda-liverpulya-soderzhanie.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sarvangasana-boreev-georgij-rassekrechennij-pervoistochnik-jogi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnaya-deklaraciya-celej-i-zadach.html
  • studies.bystrickaya.ru/kibalchich-nikolaj-ivanovich.html
  • institut.bystrickaya.ru/stopudovij-blagovest-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-zala-potom-iz-neyo-kto-to-snovayub-pyataya-lekciya-refleksiya.html
  • writing.bystrickaya.ru/indoarijskie-yaziki.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/protokol-zasedaniya-okruzhnoj-komissii-po-obespecheniyu-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/struktura-biznes-planov-i-rol-analiza-v-opredelenii-osnovnih-planovih-pokazatelej.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/semenov-sv-materiali-mezhdunarodnoj-studencheskoj-nauchnoj-konferencii-21-aprelya-2009-g-g-ekaterinburg-rossiya-ekaterinburg-2009.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/60-zvukovoj-zakon-v-oblasti-glasnih-zvukov-sovremennij-russkij-yazik.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-3-funkcii-i-socialnie-roli-socialnogo-pedagoga-metodika-i-tehnologiya-raboti-socialnogo-pedagoga-pod-redakciej.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-dobro-pozhalovat-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchitelya-anglijskogo-yazika-tkachenko.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-praktikum-po-postanovke-golosa-i-virazitelnosti-chteniya-dlya-specialnosti-050716-65-specialnaya-psihologiya.html
  • books.bystrickaya.ru/cel-dannoj-programmi-sozdanie-orientacionnoj-i-motivacionnoj-osnovi-dlya-osoznannogo-vibora-devyatiklassnikami-estestvennonauchnogo-profilya-obucheniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/predislovie-sut-uchenij-dzogchen-v-tibetskoj-tradicii-bon.html
  • universitet.bystrickaya.ru/spravochnika-rabot-i-professij-rabochih-vipusk-1-stranica-9.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zemlya-tridcat-shestoj-den-rasskazannaya.html
  • studies.bystrickaya.ru/etapi-krizisnogo-sostoyaniya-predpriyatiya-arbitrazhnoe-upravlenie-v-sisteme-antikrizisnogo-menedzhmenta.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svetovie-kvanti-10-chasov-tematicheskoe-i-pourochnoe-planirovanie-po-fizike-11-klassa-5chasov-157chasov.html
  • crib.bystrickaya.ru/istochnik-ia-alyans-media-05092008-rossijskij-bank-razvitiya-provodit-aktivnuyu-rabotu-po-podderzhke-malogo-i-srednego-predprinimatelstva.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-provedeniya-konferencii-programma-konferencii-mozhet-bit-skorrektirovana-v-sootvetstvii-s-tekushimi-izmeneniyami-v-zakonodatelstve.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bektld-kegoc-a-direktorlar-keesn-2015-zhili-10-zheltosandai.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-celi-i-zadachi-psihologicheskoj-vojni-krisko-vladimir-gavrilovich.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prakticheskoe-zanyatie-osnovnie-tipi-yazikovih-norm-uchebno-metodicheskij-kompleks-ufa-2008-udk-811-161-bbk-81-2rus.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-iii-proizvodstvo-po-materialam-programma-soprovozhdeniya-detej-sostoyashih-na-uchyote.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.