Организационная основа использования физической культуры на детском курорте и общем курорте - часть 10
.RU

Организационная основа использования физической культуры на детском курорте и общем курорте - часть 10

Таким образом, структура оздоровительной тренировки, основу которой составляет бег, выглядит следующим образом.

Первая фаза (подготовительная) - короткая и легкая разминка не более 10-15 мин. Включает упражнения на растягивание (для мышц нижних конечностей и суставов) для профилактики травм опорно-двигательного аппарата. Использование в разминке силовых упражнений (отжиманий, приседаний) нежелательно, поскольку в начале тренировки у людей среднего возраста могут возникнуть осложнения в деятельности сердечно-сосудистой системы (резкое повышение артериального давления, боли в области сердца и т. д.).

Вторая фаза (основная) - аэробная. Состоит из бега оптимальной продолжительности и интенсивности, что обеспечивает необходимый тренировочный эффект: повышение аэробных возможностей, уровня выносливости и работоспособности, а также повышение УФЕ.

Третья фаза (заключительная) - «заминка», то есть выполнение основного упражнения с пониженной интенсивностью, что обеспечивает более плавный переход от состояния высокой двигательной активности (гипердинамии) к состоянию покоя. Это значит, что в конце бега необходимо уменьшить скорость, а после финиша еще немного пробежать трусцой или просто походить несколько минут. Резкая остановка после быстрого бега может привести к опасному нарушению сердечного ритма вследствие интенсивного выброса в кровь адреналина. Возможен также гравитационный шок - в результате выключения «мышечного насоса», облегчающего приток крови к сердцу.

Четвертая фаза (силовая - по Куперу), продолжительность 15-20 мин. Включает несколько основных общеразвивающих упражнений силового характера (для укрепления мышц плечевого пояса, спины и брюшного пресса), направленных на повышение силовой выносливости. После бега необходимо также выполнять упражнения на растягивание в замедленном темпе, фиксируя крайние положения на несколько секунд (для восстановления функций нагруженных мышечных групп и позвоночника).

Несмотря на всю простоту техники оздоровительной ходьбы и бега, на этом вопросе следует остановиться несколько подробнее, так как грубые ошибки в технике могут стать причиной травм опорно-двигательного аппарата.

Профессор Д. Д. Донской (1983) выделяет четыре ступени обучения технике оздоровительной ходьбы и бега.

1 ступень - дозированная ходьба. Обычная ходьба в привычном темпе, но строго дозированная по длительности и скорости передвижения; при этом сохраняется индивидуальная техника ходьбы. Как правило, это ходьба пассивная.

2 ступень - оздоровительная ходьба. В работу включаются дополнительные мышечные группы нижних конечностей и таза, что увеличивает общий расход энергии и значительно повышает ее эффективность. Характерные особенности: активное отталкивание стопой; перенос ноги поворотом таза вперед с активным перекатом - за счет притягивания тела вперед к опорной ноге; постановка стоп почти параллельно друг другу с минимальным разворотом. Нужно избегать «стопора» - «натыкания» на край пятки (срез каблука), поэтому голень не следует выносить слишком далеко вперед. Таким образом, оздоровительная ходьба во многом напоминает спортивную - за исключением подчеркнуто активной работы руками (что, кстати, совершенно не обязательно). Переход от обычной ходьбы к оздоровительной осуществляется постепенно, с периодическим включением новых элементов.

3 ступень - бег трусцой. Бег со скоростью 7-9 км/ч, джоггинг, или «шаркающий» бег. Его техника индивидуальна. Характерные особенности: невысокая скорость, «шлепанье» расслабленной стопой и жесткий удар пяткой об опору в результате «натыкания».

4 ступень - легкий упругий бег (футинг) со скоростью 10-12 км/ч. Является промежуточным этапом от бега трусцой к спортивному бегу. При постановке ноги на опору мышцы стопы и голени упруго напрягаются, а удар смягчается. Приземление на внешний свод стопы с мягким перекатом на всю стопу и одновременным поворотом таза вперед. Приземление, перекат и активное отталкивание стопой осуществляются быстро, в одно касание; толчок мягкий. Такая техника бега значительно улучшает амортизационные свойства суставов и предупреждает травмы. Однако переход к упругому бегу должен происходить плавно и постепенно, по мере роста тренированности и укрепления мышц, связок и суставов. Попытки начинающих имитировать технику спортивного бега (высокий вынос бедра, резкий толчок, широкий шаг) в результате нерационального расхода энергии вызывают резкое увеличение ЧСС и быстро приводят к утомлению; тренировка становится неэффективной.

В связи с этим на первом этапе тренировки, когда уровень физической подготовленности крайне низок и двигательный аппарат полностью детренирован в результате многолетней гиподинамии, должен применяться бег трусцой. Это бег в облегченных условиях: полное расслабление; руки полуопущены, ноги почти прямые; мягкий, легкий толчок; мелкий, семенящий шаг.

Купание и плавание

В этом виде циклических упражнений участвуют все мышечные группы, но вследствие горизонтального положения тела и специфики водной среды нагрузка на систему кровообращения в плавании меньше, чем в беге или других видах оздоровительной физической культуры. Несколько меньше и расход энергии. Для достижения необходимого оздоровительного эффекта занятий плаванием необходимо развить достаточно большую скорость, при которой ЧСС достигала бы зоны тренирующего режима (не менее 130 уд/мин). Без овладения правильной техникой плавания сделать это довольно трудно. В результате затрудненного вдоха (давление воды на грудную клетку) и выдоха в воду плавание способствует развитию аппарата внешнего дыхания и увеличению жизненной емкости легких. Благотворное влияние плавания и на нервную систему. Оно способствует чрезмерной раздражительности и возбудимости, улучшению сна.

Специфика условий для занятий плаванием (повышенная влажность, микроклимат бассейна) особенно благоприятны для людей с бронхиальной астмой. При плавании приступов астмы обычно не возникает, тогда как во время бега при форсированном дыхании их, вероятность выше. Практическое отсутствие нагрузки на суставы и позвоночник позволяет успешно использовать этот вид мышечной деятельности при заболеваниях позвоночника (деформация, дискогенный радикулит и т. д.).

Энергетическое обеспечение мышечной деятельности при плавании отличается рядом особенностей. Уже само пребывание в воде (без выполнения каких-либо движений) вызывает увеличение расхода энергии на 50% (по сравнению с уровнем покоя), поддержание тела в воде требует увеличения расхода энергии уже в 2-3 раза, так как теплопроводность воды в 25 раз больше, чем воздуха. Вследствие высокого сопротивления воды на 1 м дистанции в плавании расходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с аналогичной скоростью, т. е. около 3ккал/кг на 1 км (при ходьбе -0,7 ккал/кг/2), В связи с этим плавание может стать прекрасным средством нормализации массы тела - при условии регулярности нагрузки (не менее ЗО мин. 3 раза в неделю). При овладении техникой плавания, достаточно интенсивной и продолжительной нагрузке плавание может эффективно использоваться для повышения функционального состояния системы кровообращения и снижения факторов риска ИБС.

Знание особенностей влияния на организм различных видов циклических упражнений позволяет правильно выбрать оздоровительные программы в зависимости от состояния здоровья, возраста, пола и уровня физической подготовленности. Для более разностороннего влияния на организм, исключения монотонности занятий и адаптации к привычной физической нагрузке целесообразно переключение с одного вида циклических упражнений на другой или же использование их в сочетании.

Показания к занятиям плаванием находятся в зависимости от состояния здоровья, температуры водя, воздуха и индивидуальных привычек. Больным тренирующего режима движения купание может быть рекомендовано при температуре морской воды 20°, больным щадяще-тренирующего режима – выше 22°, а щадящего режима – выше 24°.

Противопоказания к занятиям плаванием при всех острых, подострых заболеваниях, лейкозах, недостаточности кровообращения выше II степени, менопаузах, воспалениях среднего уха, эпилепсии и ряде других заболеваниях, противопоказанных для лечения на курорте.

Купальный сезон на Чёрном море также в водоёмах средней полосы России продолжается 4-5 месяце, остальное время купание и плавание осуществляется в закрытых плавательных бассейнах. В открытых бассейнах по сравнению с закрытыми отсутствует повышенная влажность, чище воздух.

В бассейнах проводятся:

Свободное купание и плавание;

Занятие лечебной гимнастикой;

Различные подвижные игры;

Праздники и массовые выступления.

На курорте нет лучших условий для проведения занятий физическими упражнениями, чем у моря. Здесь проводятся занятия утренней и лечебной гимнастикой, больные обучаются плаванию, гребле и различным играм на воде. Все занятия строятся по принципу «Начал на берегу – заканчивай в море».

На каждом пляже организуется обучение плаванию. Занятия проводятся на прибрежном участке с ровным и чистым дном, глубиной от 1,0 до 1,3 метра. Граница участка, на котором проводиться обучение, обозначается верёвками или буйками.

Обучающиеся плаванию разбиваются на две группы. В первой объединяются не умеющие плавать или могущие держаться только на воде. Во вторую группу включаются желающие совершенствоваться в том или ином способе плавания. Продолжительность каждого занятия колеблется от 20 до 30 минут.

Лечебная гребля

Лечебная гребля – компонент комплекса лечебной и физической культуры в условиях курорта. Гребля позволяет изменять величину физической нагрузки на организм. Систематические занятия греблей при радикулите способствуют укреплению мышц и связок спины и позвоночника, уменьшению застойных явлений в пояснично-крестцовой области, растяжению спаек нервов с окружающими их тканями и более быстрому восстановлению здоровья и трудоспособности. При заболеваниях сердечно сосудистой системы (гипертоническая болезнь, атерсклироз, порок сердца и т.д.) гребля усиливает приток крови к артериям сердца, улучшает питание сердечной мышцы, увеличивает сократительную способность сердца. Ритмические сокращения мышц рук и ног оказывают положительное действие на эластичность сосудной стенки, и подвижности крови в венах по направлению к сердцу. При заболеваниях органов движения под влиянием систематических тренировок улучшаются функции суставов и связок, их подвижность. Дозировка гребли производится по длине дистанции, темпу и продолжительности занятий, а также по характеру ответной реакции организма. При быстром темпе гребле расстояние в 1км преодолевается за 9-10 минут, при среднем – за 13- 14 минут, при медленном за 18-20 минут. Дозировка назначается также по числу греков в минуту. При медленном темпе совершается 20 гребков, при среднем – от 21 до 27, при быстром – свыше 28 гребков в минуту.


plan-profilaktiki-narkomanii-i-toksikomanii-sredi-uchashihsya-gimnazii-102-na-2001-2002-uchebnij-god.html
plan-programma-obucheniya-roditelej-metodam-formirovaniya-poyasnitelnaya-zapiska-povishenie-effektivnosti-fizicheskogo.html
plan-proizvodstva-produkcii-opredelenie-plana-vipuska-produkcii-planirovanie-osnovnih-fondov-stranica-3.html
plan-proshel-ekspertizu-centr-povisheniya-kvalifikacii-rabotnikov-obrazovaniya-g-kirova.html
plan-prospekt-kursovih-meropriyatij-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-respubliki-kareliya-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-povisheniya-kvalifikacii-specialistov-stranica-11.html
plan-prospekt-povisheniya-kvalifikacii-professionalnoj-podgotovki-i-perepodgotovki-rabotnikov-v-sfere-obrazovaniya-servisa-i-predostavleniya-platnih-obrazovatelnih-uslug-naseleniyu.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ilimi-zertteu-zhrgzu-zhospari.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadaniya-dlya-7-8-klassov-voprosi-proishozhdenie-slova-pozhalujsta.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-avtonomnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-obrazovaniya-krimskij-federalnij-universitet-imeni-v-i-vernadskogo-gumanitarno-pedagogicheskaya-akademiya-filial.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-tura-1-den-aviaperelet-v-dyusseldorf-gruppovoj-transfer-v-otel-noch-v-otele-v-dyusseldorfe-2-den.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/solnce-nasha-unikalnaya-zvezda.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-normativnih-aktov-k-teme-uchebno-metodicheskij-kompleks-sostavlen-na-osnovanii-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-formi-bitiya-uchebno-metodicheskie-material.html
  • holiday.bystrickaya.ru/multimedijnie-izdaniya-dokumentaciya-ob-aukcione-dlya-provedeniya-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/post-i-pisha-telesnoe-i-duhovnoe-zdorove-bil-razrabotan-v-ramkah-speckursa-vospitanie-v-tradicionnoj-rossijskoj-seme-avtori-t.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-respubliki-kazahstan-ot-12-yanvarya-2012-goda-537-iv-stranica-3.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-126-intensivnostyu-parametri-igri-v-badminton-u-muzhchin-i-zhenshin-kontrolnie-voprosi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-i-ii-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-podgotovka-kadrov-dlya-xxii-olimpijskih-i-xi-paralimpijskih-zimnih-igr-problemi-i-perspektivi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-10-sudebnoe-sledstvie-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-cikla-opd-f-12-dlya-studentov-ochnoj-formi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-sostradaniya-i-miloserdiya-v-proizvedeniyah-russkoj-literaturi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-shestaya-po-ravninam-aleksandr-dmitrievich-prozorov-aleksej-zhivoj.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekonomicheskaya-politika-i-realizaciya-programmi-antikrizisnih-mer-pravitelstva-rossijskoj-federacii-na-2009-god.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-13-duh-korolya-matiusha-betti-dzhin-lifton-korol-detej.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-istoriya-zarubezhnoj-filosofiiozo-federalnogo-komponenta-cikla-opd.html
  • school.bystrickaya.ru/biznes-plan-planirovanie-finansovo-ekonomicheskoj-deyatelnosti-predpriyatiya-xxxxxx-po-proizvodstvu-novoj-produkcii-chast-5.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnoj-obsheobrazovatelnoj-programmi-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-chasti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/neud-po-politologii-v-fss-rasskazali-ob-indeksacii-detskih-posobij.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-ugolovnoe-pravo-rabochaya-programma-disciplini.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tablica-11-informacionnaya-karta-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-prohodyashego-gosudarstvennuyu-akkreditaciyu-v-2010-2011.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sem-verhnih-sadguru-shivajya-subramuniyasvami.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zayavleniya-visliceni-issledovanie-polya-rassinera-paul-rassinier.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshie-svojstva-polya-informatika-i-informacionnie-tehnologii.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yu-v-chernyavskaya-etos-i-gabitus-kak-formi-organizacii-i-translyacii-smislovih-soderzhanij-etnicheskoj-kulturi-k-probleme-preemstvennosti-i-razvitiya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-fundamentalnih-nauchnih-issledovanij-gosudarstvennih-akademij-nauk-na-2008-2012-godi-v-red-postanovleniya-pravitelstva-rf-ot-10-03-2009-n-219-stranica-5.html
  • gramota.bystrickaya.ru/za-narusheniya-protivopozharnih-norm-v-detskih-lageryah-k-otvetstvennosti-privlecheni-112-dolzhnostnih-lic-kirovskaya-obl-informacionnoe-agentstvo-regnum-06072011.html
  • books.bystrickaya.ru/dsibilnokak-nochnoe-poslanie-zhan-mari-gyustav-leklezio.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-posle-1945-g.html
  • lesson.bystrickaya.ru/russkoe-derevyannoe-zodchestvo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-v-shesti-tomah-glavnij-redaktor-stranica-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/inventar-ogorodnika-evgenij-bannikov.html
  • control.bystrickaya.ru/emigracionnie-processi-i-formirovanie-russkogo-zarubezhya-v-xviii-v-07-00-02-otechestvennaya-istoriya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.