.RU

Определите содержание понятия «профессиональная деформация» - Учебное пособие Томск 2009 ббк 88. 37


^ Определите содержание понятия «профессиональная деформация».
  • Охарактеризуйте основные виды профессиональной деформации.
  • Что составляет проблему профессиональных деструкций личности?
  • Какова классификация признаков профессиональной деформации?
  • ^ Причины профессиональных деформаций личности.

  • Дайте рекомендации по профилактике профессиональной деформации личности.

  • Какие типы профессий наиболее подвержены профессиональной деформации личности работника?



    ^ Тема 3. Факторы формирования профессиональной деформации личности.


    3.1. Психологические состояния человека в процессе труда. 3.2. Профессиональный кризис: проблема личного выбора.
    3.3. Синдром эмоционального сгорания.
    ^ 3. 1. Психологические состояния человека в процессе труда..
    Психическое состояние - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, вы­полняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

    По своей структуре психические состояния - своего рода синдро­мы, отличающиеся по своему знаку (положительные - отрицательные), предметной направленности, длительности, интенсивности, устойчивости и одновременно проявляющиеся в познавательной, эмоциональной, волевой и других сферах психики. По параметрам ситуативностъ-долговременностъ и изменчивость-стабильность психиче­ские состояния находятся между психическими процессами и устойчи­выми чертами личности и характера.

    Психические состояния, возникающие как следствие особенностей условий труда, получили название праксических (от лат. praxis - труд) состояний. Состояния, возникающие у человека в процессе трудовой деятельности, подразделяются на:

    • Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Такие состояния определяют отношение человека к данному конкретному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересо­ванностью работой или безразличием к ней и т.п.) в большинстве случаев отражают обилий психологический настрой коллектива.

    Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возника­ют они под влиянием различного рода неполадок и неурядиц в про­изводственном процессе или во взаимоотношениях в коллективе.

    Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятель­ности. Таких состояний много (состояние врабатывания, повышения работоспособности, конечного порыва и т.д.).

    Поскольку рассматриваемые психические (или иначе - функцио­нальные) состояния являются следствием профессиональной деятель­ности человека, то целесообразно исходить из сложившихся в психоло­гии труда подходов к описанию деятельности и в частности, анализа условий труда. При психологическом анализе условий труда исходят из того, что любая деятельность характеризуется тремя основными элементами: осознанностью цели, наличием средств деятельности и получаемым результатом.

    Используемые для достижения цели средства - это техника, энергия, информация. Сюда также относятся определенные правила (алгоритмы) действий; тогда речь идет о способах достижения цели.

    Основное требование к полученному результату - результат должен соответствовать цели.

    В таблице 3.1 приводится анализ комбинаций возможных ситуа­ций в трудовой деятельности, продуцирующих соответствующие им праксические состояния. Знаком "плюс" (+) обозначено наличие дан­ной составляющей условий труда, знаком "минус" (-) - отсутствие ее.

    Таблица 3.1.

    ^ Связь психических состояний с условиями труда

    ^ Психические состояния

    Составляющие условий труда



    Осознание цели

    Достаточность средств

    Очевидность результата

    Функциональный комфорт

    +

    +

    +

    Психическое утомление

    +

    +



    Психическая напряженность

    +



    +

    Отсутствие мотивации



    +

    +

    Эмоциональный стресс

    +





    Монотония



    +

    — ;

    Тревожность

    Индифферентное состояние





    +

    Функциональный комфорт характеризует идеальный случай, когда человек располагает всеми необходимыми для деятельности условиями (в структуре «Цель» - «Средства» - «Результат»). Но в большинстве ре­альных случаев человек вынужден:

    Самостоятельно формулировать конкретную цель своих действий в данных условиях (находить ее в должностных или технических ин­струкциях, получать от руководителя, принимать ответственные ре­шения и т.д.).

    Вести самостоятельный поиск средств (и способов) деятельности, «конструировать» их или «реконструировать» имеющееся оборудование, знания, информацию применительно к конкретной производ­ственной ситуации.

    • Добиваться положительного результата сколь угодно долго, прилагая большие усилия, работать в условиях дефицита информа­ции об итогах своей деятельности (а в ряде случаев - даже о назначе­нии своих действий).

    Другим полюсом (относительно состояния функционального ком­форта, - смотри таблицу 3.1.), является так называемое индифферент­ное состояние. Индифферентное состояние возникает у человека, кото­рый совершенно не заинтересован в производственной ситуации. Ему не известны ни цели организации, ни перечень необходимых средств, неизвестен получаемый результат.

    Возникновение тех или иных негативных праксических состояний связано с взаимодействием двух групп наиболее значимых факторов. С одной стороны, - это вид ситуации; с другой стороны - это тип поведе­ния человека в данной конкретной ситуации. Речь идет о типе реагиро­вания (рационального, - на основе знаний и умений, или эмоциональ­ного) специалиста на производственную ситуацию, или, в общем слу­чае, о степени готовности человека к той или иной ситуации.

    При психологическом анализе условий труда, продуцирующих те или иные психологические состояния, целесообразно выделять три ви­да ситуаций:

    Внезапные, неожиданные для человека ситуации, требующие сроч­ной мобилизации всех его сил и средств.

    Стандартные, стереотипные, позволяющие реагировать мгновен­но, точно и без лишних усилий.

    Ситуации, предвосхищаемые работником заранее и ожидаемые им задолго до наступления события.

    В таблице 3.2. приводится анализ взаимосвязи условий труда, сте­пени готовности человека к активным действиям и праксическими со­стояниями.

    ^ Таблица 3.2.

    Отрицательные состояния как следствие «неготовности» человека к работе

    ^ Психические состояния

    Ситуации



    Внезапная, неожиданная

    Стереотип­ная, стандартная

    Ожидаемая, прогнозируе­мая

    Поведение на основе знаний, умений, навы­ков

    Психическая напряженность

    Отсутствие мотивации

    Психическое утомление

    Эмоциональное, чувственное реагирование

    Эмоциональ­ный стресс

    Монотония

    Тревожность

    Поведение человека в экстремальных условиях является проявле­нием и результатом психологической готовности человека к дея­тельности. Психологическая готовность к деятельности имеет две стороны:

    общая, длительная готовность - обеспечивается ранее при­ обретенными установками, знаниями, навыками, мотивами дея­тельности;

    ситуативная готовность - это динамическое целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определен­ное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целе­сообразные действия.

    Можно выделить следующие компоненты психологической го­товности человека к активным действиям в неожиданных ситуациях:

    1) мотивационные (потребность успешно выполнить деятельность,

    стремление добиваться успеха);

    2) познавательные (понимание профессиональной задачи, знание

    средств достижения цели, представление о вероятных изменениях

    обстоятельств);

    3) эмоциональные (чувство ответственности, воодушевление, уве­ренность в успехе);

    4) волевые.

    Таким образом, готовность специалиста к успешным дей­ствиям в экстремальных, в том числе в аварийных ситуациях, скла­дывается из:

    личностных особенностей специалиста;

    уровня подготовленности специалиста;

    полноты информации о случившемся событии;

    наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации;

    наличия информации об эффективности принимаемых мер.

    Большое значение для успешности поведения человека в аварий­ной ситуации имеет тренированность специалиста.

    Разнообразные ситуации, которые возникают в реальной трудо­вой деятельности, продуцируют достаточно широкий спектр психоло­гических состояний. Психиче­ские (функциональные, праксические) состояния человека в труде, яв­ляясь следствием особенностей выполняемой трудовой деятельности и ее организации в конкретных условиях, выступают в роли индикатора оптимальности взаимной адаптации человека и его трудовой деятель­ности.

    Состояние ожидание результата, отсутствие результата при чрезмерных затрачиваемых усилиях вызывает чувство утомления. Не­даром говорят, что нет ничего хуже, чем ждать и догонять. В состоя­нии психического утомления человек чувствует себя «выжатым лимо­ном». Он и готов работать, так как знает, зачем и что нужно делать, но не имеет для этого достаточно сил; запоминается все с трудом, решения приходят самые тривиальные, трудно надолго сосредоточить внима­ние. Снижение интенсивности психической деятельности может вызы­вать депрессию, а вместе с ней приходит раздражительность и вспышки гнева по отношению невинным людям, чаще всего самым близким.

    С точки зрения производственной оценки выполняемой работы утомление сопровождается уменьшением производительности (ко­личественный показатель) и эффективности (показатель, характери­зующий качество) труда. Утомление сопровождается уменьшением производительности (количественный показатель) и эффективности (показатель, характеризующий качество) труда. Утомление рассматривается с 3-х сторон:

    со стороны субъективной - как психическое состояние;

    со стороны физиологических механизмов;

    со стороны снижения производительности и качества труда.

    В психологии труда утомление рассматривается как особое, свое­образно переживаемое психическое состояние, вклю­чающее следующие компоненты:

    ^ Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувству­ет снижение работоспособности, даже когда производительность труда еще сохраняется на прежнем уровне. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и неуверен­ности. Человек чувствует, что он не в силах должным образом продол­ жать работу.

    ^ Расстройство вниманий. Внимание - одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внимание отвлекается, становится вялым, малоподвижным, или наоборот, хаотически подвижным, не­ устойчивым.

    ^ Расстройства в сенсорной области. Таким расстройствам под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые принимают участие в рабо­те. (Например, если человек долго читает без перерыва, у него начи­нают «расплываться» в глазах строчки текста. При продолжи­тельном и напряженном слушании музыки теряется восприятие ме­лодии. Продолжительная ручная работа может привести к ослаб­лению тактильной и кинестетической чувствительности).

    ^ Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированное движений, их деавтоматизации.

    ^ Ухудшение памяти и мышления.

    Ослабление воли.

    7. Сонливость - как выражение охранного торможения.

    Степень утомления со временем изменяется, при продолжитель­ной работе усиливается степень проявления того или иного компонен­та, характеризующего фазу утомления, появляются и развиваются по­следующие (по времени) компоненты. Таким образом, речь идет о ди­намике утомления, характеризующейся совокупностью стадий.

     Относительно слабое чувство утомления. Производительность труда падает незначительно. Усталость проявляется нередко тогда, когда человек, несмотря на тяжелую изнурительную работу, чувствует себя еще вполне работоспособным (влияние мотивации). Данная стадия характеризуется нарастанием сопротивляемости утомлению.

     Понижение производительности становится заметным и все более угрожающим. На рассматриваемом этапе это понижение зачастую от­ носится только к качеству, а не к количеству труда.

     Остро переживаемое утомление, которое может принимать форму пе­реутомления. Показатели работы либо резко снижаются, или же при­нимают «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека со­хранить должный темп работы, который на данной стадии утомления может даже ускориться, но оказаться неустойчивым. В конце концов, рабочие действия могут быть так дезорганизованы, что человек чувствует невозможность продолжать работу, переживая при этом бо­лезненное состояние.

    8. ^ Состояние психической напряженности вызывается чрезмерной величиной психических усилий, необходимых человеку при решении поставленных перед ним задач. Возникает, как правило, в условиях сложной деятельности, вызванной следующими факторами:

    дефицит средств: информации, условий, оборудования (вышло из строя, т.е. следствие «неготовности» средств, имею­ щихся у специалиста);

    предельная интенсивность психических процессов, связанных с «обеспечением» деятельности.

    Эмоциональная составляющая психической напряженности обус­ловлена степенью ответственности за принятые решения, дефицитом времени, дефицитом необходимой для принятия решения информации. Эмоции регулируют поток поступающей информации, участвуют в управлении поисковой деятельностью (т.е. с деятельностью, связанной с поиском необходимой для принятия решения информации).

    Психическая (эмоциональная) напряженность может по-разному влиять на поведение человека, что в общем случае проявляется в двух формах:

    возбудимая, - характеризующаяся повышенными двигательными реакциями, суетливостью, излишней говорливостью и т.д;

    тормозная, - характеризующаяся угнетением деятельности, замедленными реакциями, «замиранием» вплоть до полной неспособ­ности реагировать на различного вида воздействия (в крайнем ее проявлении).

    Обычно состояние психической напряженности возникает в слу­чаях повышенной ответственности, дефицита времени или столкнове­ния с особо трудными задачами. Для всех этих ситуаций общим яв­ляется то, что они требуют от человека новых, нестандартных, неавто­матизированных действий.

    В зависимости от степени напряженности, это состояние по-разному влияет на результативность деятельности. В одних случаях оно ухудшает показатели деятельности, приводит к дезинтеграции личности. В других случаях, напротив, оказывает благоприятное воз­действие. Более того, некоторые люди могут эффективно работать только в состоянии психической напряженности и поэтому сами соз­дают себе определенные трудности, например, откладывая до послед­него момента выполнение важного дела, а потом на волне энергетиче­ского подъема за короткое вре­мя выполняют множество дел.

    9. ^ Состояние отсутствие мотивации (или пониженной моти­вации) возникает даже чаще, чем состояние психического утомления или психической напряженности. Это объясняется тем, что встречается довольно много производственных ситуаций, в которых деятельность не имеет внутреннего побуждающего мотива, а цель привносится извне в форме принуждения. Рассматриваемое состояние более характерно для наемных работников, чем для хозяев предприятий или ответствен­ных лиц. Работник обеспечен всеми необходимыми средствами и, сле­дуя требованиям своих руководителей, более или менее легко может получить результат. Но его работоспособность при этом неуклонно снижается. Более того, наблюдаются нежелатель­ные функциональные сдвиги, напоминающие симптомы усталости или субъективное ощущение недомогания;

    Таким образом, безразличие к цели естественным путем ведет к снижению (а в пределе - отсутствию) мотивации и, в конечном счете, приводит к дезактивации психических процессов субъекта труда.

    Несмотря на внешнее сходство с состоянием психического утом­ления, снижение мотивации отличается от него причинами возник­новения и психофизиологическими проявлениями. Поэтому меры профилактики данного состояния принципиально отличаются от профилактики психического утомления. Если в последнем случае чело­век нуждается в отдыхе, то при падении мотивации он, напротив, нуждается в активности. Часто эта активность заключается в поиске нового или особого смыс­ла деятельности.

    Однако следует иметь в виду, особенно при работе с подчинен­ными, что смыслообразующая функция - это одна из глубинных харак­теристик личности, ее трудно изменить за короткий промежуток вре­мени. Поэтому, если наблюдается снижение мотивации у ваших под­чиненных, то вы, как менеджер, организатор работы первичной произ­водственной ячейки, должны привнести смысл в их деятельность, най­ти внутренние мотивы исполнителей, больше опираться на их личную заинтересованность. Простые призывы, принуждение и наказания не­эффективны в борьбе с данным негативным состоянием. Оно разви­вается вследствие однообразной и неинтересной работы, частого по­вторения стереотипных действий. Работник оказывается отделенным и от действительных целей своего труда, и от его результатов.

    10. Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни и трудовой деятельности, так и при особых обстоятельствах.

    Состояние эмоционального стресса, возникающее у человека в процессе деятельности, связано с экстремальными, особыми условиями труда. Применительно к профессиональной деятель­ности это ситуация, когда цель - есть, принята, но нет средств для ее достижения, для решения поставленной задачи. Да и результат (итог его работы) практически не зависит от человека. Возникает чувство беспомощности работника в сложившихся условиях дея­тельности.

    Понятие стресса (от англ. stress - давление, напряжение) ввел ка­надский физиолог Ганс Селье в 1936 г. Стресс - это комплексный процесс, включающий непременно и физиологические и психологические компоненты. С помощью реакций стресса организм как бы мобилизует себя на защиту, на приспособление к новой ситуации. Вводятся в дей­ствие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопро­тивление воздействию неблагоприятным человеку ситуациям и адап­тацию к ним.

    При анализе внешних причин возникновения стресса использует­ся понятие стрессоров и экстремальных условий.

    Стрессоры - это неблагоприятные, значительные по силе и про­должительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к воз­никновению стрессовых состояний. Различают физиологические и пси­хологические стрессоры. К физиологическим стрессорам относят силь­ные физические, кровопотери, большие физические нагрузки, инфек­ции, ионизирующие излучения, резкие изменения температуры и т.д. Психологические стрессоры связаны с психическими травмами; они воздействуют своими сигнальными значениями: угрозой, опасностью, обидой. В трудовой деятельности наиболее сильными побудителями стресса являются следующие психологические факторы: неудовлетворенность работой, низкая мотивация к работе, депрессия и отсутствие самоутверждения. К психологическим стрессорам относятся также такие факторы, как неуважение к личности исполнителя, отсутствие возможности дей­ствовать в свойственном ему стиле, нежелание нести возложенную на него ответственность.

    Информационный стресс возникает в ситуации информационной перегрузки, когда человек не справляется с поставленной задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений.

    Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опас­ности, обиды и т.д. Формы его проявления, как и формы проявления психического напряжения, - различны, Это может быть активная форма (так называемый «стресс-льва» - Характеризует наиболее эффек­тивную, конструктивную линию поведения), либо пассивная реакция (так называемый «стресс кролика»).

    В зависимости от степени развития (в динамике) выделяют сле­дующие фазы стресса:

    Реакция тревоги - характеризует процесс мобилизации защит­ных свойств организма, повышение защитных свойств по отношению к травмирующему воздействию. Организм функционирует с большой нагрузкой. К концу первой фазы у большинства людей повышается ра­ботоспособность.

    Фаза сопротивляемости (или иначе - резистивная фаза) - характеризуется сбалансированным расходом адаптационных ресур­сов организма.

    Фаза истощения адаптационных ресурсов организма.

    Таким образом, в зависимости от фазы стресса и «полярности» его проявления, можно говорить о стрессах «хороших» и «плохих».

    Как показали многочисленные исследования, стресс в трудовой деятельности, в зависимости от его уровня, порождает весьма различ­ные, а порой даже противоположные результаты. Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная ве­гетативная и соматическая реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Эта реакция проявляется в росте биоэлек­трической активности мозга, в повышении частоты сердцебиения, росте систолического давления крови, расширения кровеносных сосу­дов, увеличения содержания лейкоцитов в крови, т.е. в целом ряде фи­зиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложной дея­тельности. Стресс является не только целесообразной защитной реакцией чело­веческого организма, но и механизмом, способствующем успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасности».

    Стресс оказывает положительное влияние на результаты труда (мобилизует энергетические резервы ор­ганизма и способствует преодолению возникающих в труде препят­ствий) лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критиче­ского уровня. Такой стресс, который повышает устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям, называют эустрессом. При превышении лее этого уровня в организме развивается так на­зываемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нару­шение механизмов саморегуляции и ухудшения результатов деятель­ности, вплоть до ее срыва. Стресс, превышающий критический уровень, который в крайнем своем выражении может привести к болезни и ги­бели человека, называют дистрессом.

    Проявления активации в сложной или опасной ситуации весьма индивидуальны. Так было установлено, что люди с более сла­бой нервной системой и большим уровнем тревожности реагируют вы­сокой активацией уже на сравнительно простые задачи; те задачи, ко­торые у людей более сильного типа вызывают относительно неболь­шой стресс, у них порождает уже дистресс.

    Состояние психологического стресса (как и состояния психиче­ского напряжения) развивается в неблагоприятных условиях деятель­ности и экстремальных ситуациях. Для современного производства ти­пичны экстремальные ситуации двух крайних типов.

    ^ Первый тип экстремальной ситуации возникает тогда, когда требования интенсивности работы и жесткие ограничения во време­ни вынуждают человека предельно напрягать силы и мобилизовать внутренние резервы. При этом экстремальность такого труда зачастую может повышаться вследствие негативного действия сильных внешних факторов - стрессоров (шум, вибрация и т.д.).

    ^ Второй тип экстремальной ситуации возникает, наоборот, из-за недостатка или неоднородности поступающей информации, недо­статков межличностных контактов, а также низкой двигательной ак­тивности. В подобных условиях у человека развивается состояние мо­нотонии (см. п. 0). Необходимый уровень бодрствования, внимания в таких условиях человеку приходится поддерживать за счет волевых усилий.

    Таким образом, для стрессовых ситуаций того и другого типа характерна одна общая черта - появление у человека острого внут­реннего конфликта между требованиями, которые предъявляет к не­му работа, и его возможностями. В первом случае этот конфликт возникает в основном в результате роста требований, предъявляе­мых к человеку. Во втором - из-за снижения возможностей челове­ка по выполнению требований.

    Можно сформулировать следующие психологические пути повы­шения надежности работы специалиста в экстремальных ситуа­циях:

    1) научно обоснованный профессиональный психологический отбор кандидатов на выполнение той или иной деятельности;

    воспитание (и самовоспитание) эмоционально-волевых и моральных качеств личности, которые позволили бы не только подавлять эмоции, но и управлять ими, преобразуя их в источник силы и энергии (например, так называемая «здоровая злость»)',

    создание наиболее благоприятного психологического климата и оп­тимизация условий работы.

    11. ^ Состояние монотонии возникает в том случае, когда человеку представлены только средства деятельности в виде ис­ходного материала, оборудования, технологии, алгоритма работы. Однако чрезмерное упрощение операций, (либо, наоборот, чрезмерная сложность процесса или производимой продукции) зачастую приводит к тому, что работник отделен от действительной цели и не видит, и не знает результатов своих трудовых затрат, степень их вклада в дости­жение общей (также неизвестной ему) цели. Как итог - отсутствие удо­влетворения от воплощенных усилий.

    Психическое состояние переживания монотонии вызывается действительным или кажущимся однообразием выполняемых на рабо­те движений и действий.

    Под влиянием монотонности действий (и в результате возникно­вения монотонии как психологического состояния) человек становится вялым, безучастным к работе. Состояние монотонии также отрица­тельно действует и на организм человека, приводя к преждевременно­му утомлению. На физиологическом уровне это проявляется в сниже­нии частоты сердцебиения, частоты дыхания, скорости реакции.

    Если в работе встречаются неизбежные однообразные движения или действия, человек с более высоким уровнем интеллекта, пережи­вает чувство монотонности (состояние монотонии) в меньшей степени. Это связано с тем, что он, обладая более широким кругозором и спо­собностью к анализу, лучше понимает необходимость этих действий для достижения общей цели. А это значит, что он может лучше активи­зировать свою работоспособность, усматривая в однообразном - мно­гообразие.

    Возможность усматривать разнообразие в однообразном прису­ща высококвалифицированным специалистам. Малоквалифицирован­ный работник не может уловить изменений кажущегося для него «однообразия» и становится жертвой безстимульного безразличия, проявляющегося порой в самых жестоких формах монотонии и на пси­хологическом, и на физиологическом уровне.

    В связи со сказанным, можно выделить две группы путей борь­бы с монотонией на производстве:

    1. Так называемый «объективный» путь:

    Объединение чрезмерно простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию действия.

    Периодическая смена операций, выполняемых каждым исполнителем, т.е. совмещение операций.

    Периодическое изменение ритма работы.

    Введение дополнительных перерывов.

    Введение посторонних раздражителей - стимулов (дополнительная ин­ формация в русле основного технологического процесса, но требующая немедленных реакций, но не идущих в ущерб основной деятельности, введение функциональной музыки и т.д.).

    2. «Психологический» путь:

    Осознать необходимость выполнения однообразной работы. (В таком случае повышается роль мотивов и стимулов в работе). Чем более ясно и отчетливо человек видит на каждом этапе работы ее результаты, тем более он заинтересовывается своей работой и тем менее пережи­ вает состояние монотонии.

    Стремиться отыскать интересное в однообразной работе.

    Стремиться к повышению «автоматизации» рабочих действий и на­ выков работы, чтобы иметь возможность отвлекаться без ущерба для основной деятельности (например, решать в это время некоторую дру­ гую задачу или думать о чем-то другом, приятном). Необходимо иметь в виду, что этот путь допустим лишь при очень простой, однообразной работе.

    Стремиться к созданию внешних условий, ослабляющих впечатление от однообразной работы.

    12. Тревожность - это многозначный психологический термин, опи­сывающий как определенное состояние индивида в ограниченный промежуток времени, так и устойчивое свойство человека.

    Состояние тревожности связано с особенностями производства и оказывает значительное влияние на успешность профессиональной деятельности. Ни в одном виде деятельности не удается регламентиро­вать служебные обязанности, отношения, технологический процесс в целом, в такой степени, чтобы полностью исключить неопределен­ность. Работника зачастую преследует предчувствие неудачи в труде из-за неясно сформулированной цели поведения в сложившейся ситуа­ции и недостаточной ориентации в средствах ее разрешения.

    Под тревожностью в психологии понимается индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных ситуациях, в том числе и таких, объективные характеристики которых к этому не располагают. Тревожность - это свойство личности, которое проявляется в частоте, регулярности и пороге возникновения ощущений беспокойства и не­уверенности в своих действиях, переживании реальных и предпола­гаемых «упущений» в совершаемых действиях или поступках, волнени­ях по поводу имевших место или возможных событий и т.д.

    Различают личностную тревожность (ЛТ) и ситуативную или реактивную (РТ) тревожность.

    Личностная тревожность характеризует готовность человека к переживанию страха и волнения по поводу широкого круга субъектив­но значимых явлений. Личностная тревожность может рассматривать­ся, с одной стороны, как достаточно устойчивое свойство личности, а с другой стороны, как один из результатов «накопленного» личностью состояния «хронического» психического напряжения, возникающего в процессе взаимодействия личности и ее окружения.

    Ситуативная (или реактивная) тревожность - это временное, пре­ходящее состояние, являющееся формой эмоциональной реакции инди­вида на ситуацию, содержащую для него реальную или вообра­жаемую опасность. Состояние реактивной тревоги характеризуется на­пряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью.

    Переживаемая тревожность в различной степени определяет эф­фективность различных видов профессиональной деятельности, успешность социальной и профессиональной адаптации. Следует по­нимать, что тревожность как таковая сама по себе не является нега­тивным состоянием или чертой личности. Определенный уровень тре­вожности - это естественная и обязательная особенность активной, деятельной личности. При этом для каждого человека существует свой оптимальный уровень «полезной тревоги». Нормальный уровень тре­вожности необходим для эффективного и координированного поведе­ния.

    Человек, у которого отмечается значительное отклонение вели­чины показателей РТ и ЛТ от среднего или умеренного уровня* тре­вожности, требует специального внимания.

    Высокая тревожность, в частности, предполагает тенденцию к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его про­фессиональной компетентности, подготовленности или престижа. В этом случае руководителю необходимо несколько сместить акцент с внешней требовательности к работнику, категоричности в постановке профессиональных задач - на содержательное осмысление исполните­лем предстоящей деятельности и конкретное планирование ее по подза­дачам, а также помочь сформировать у исполнителя чувство уве­ренности в успехе.

    Чрезмерно завышенное, гипертрофированное развитие тревож­ности (как хронического, «накопленного» состояния психического на­пряжения и как свойство личности) может перейти в клиническую форму невроза.

    Низкая тревожность, наоборот, требует от руководителя усилий по побуждению активности личности, большего внимания к мотива­ции деятельности, возбуждения заинтересованности исполнителя, ак­центирования перед работником общественной и личной значимости и необходимости решения тех или иных задач.

    13.^ Дефицит времен�� как фактор деятельности специалиста мо­жет рассматриваться с двух сторон:

    а) как лимит, недостаток времени для выполнения поставленной задачи в конкретных условиях (объективный фактор);

    б) как предел возможности человека выполнять данную дея­тельность в рассматриваемом временном диапазоне (субъек­тивный фактор).

    Соответственно, можно выделить следующие условия (или предпосылки) возникновения дефицита времени:

    К объективным предпосылкам относятся следующие:

    1. Высокая скорость протекания процесса или функционирования управляемого специалистом объекта.

    2. Кратковременность поступления информации или сигналов.

    3. Сложность и многоэлементность управляемого объекта или процесса (на­ пример, необходимость параллельной обработки специалистом разнообраз­ной информации и т.д.).

    4. Резкие, внезапные нарушения в работе управляемого объекта или процесса (например, возникновение аварийной ситуации, внезапное изменение условий задачи деятельности и др.).

    Однако психологическая проблема дефицита времени возникает лишь тогда, когда перечисленные выше объективные предпосылки сочетаются с определенными субъективными усло­виями. При этом ряд причин вытекает из негативного влияния внешних условий на эффективность деятельности специалиста, а ряд причин связан с внутренними причинами, т.е. с собственно «человеческим» фак­тором исполнителей.

    1. Негативное влияние внешних условий на исполнителя:

    общая неудачная организация труда (например, неопти­мальное распределение функций между специалистами, а также между «человеческой» и «технической» частью системы);

    неудачный с точки зрения психофизиологических возможно­стей способ (и/или форма) представления информации, необходимой для работы специалиста, что приводит к увеличению компонентов субъективной составляющей;

    дискомфортные внешние условия (как физические, так и социально- психологические).

    2. Влияние собственно субъективных причин - «человечес­кого» фактора исполнителей:

    недостаточная обученность;

    индивидуально-психологические особенности (в том числе и ти­пологически обусловленные);

    неблагоприятное функциональное состояние (например, утомление, состояние монотонии, психическая напряженность и т.д.);

    как положительные, так и отрицательные личностные ка­чества.

    Например, такое личностное качество, как чрез­мерная ответственность, ведет к излишней осторож­ности и усугубляет ощущение дефицита времени. С другой стороны, неуверенность специалиста в своих силах также, в конечном счете, приводит к обострению дефици­та времени.

    На основе выявленных выше негативных факторов (как внешнего, так и внутреннего характера), намечаются следующие возможные пути преодоления дефицита времени как нега­тивного фактора деятельности:

    Уменьшение времени за счет оптимизации ин­формационного обеспечения профессиональной дея­тельности,

    Уменьшение времени за счет такого обучения специа­листа, когда он начинает «видеть» (прогнозировать, «предвидеть») решение, т.е. за счет «растворения» времени принятия решения..

    Рационального распределения обязанностей между ис­полнителями, также между человеком и техникой, рацио­нальное использование на рабочих местах технических средств коммуникации и средств автоматизации труда.

    Ощущение дефицита времени зависит от индивидуально-типологических свойств, прежде всего от таких, как подвижность нервных процессов, а также от темперамента. Эти различия в ощуще­нии дефицита времени зависят от особенностей восприятия различны­ми людьми объективного (хронологического) времени и субъективного (личностного) времени.

    14. ^ Основные виды профессионального стресса.

    1. Стресс несовпадения по темпу общения. Партнеры часто бывают недовольны друг другом, если один говорит об излишней медлительно­сти своего собеседника, а второй, наоборот, об излишней поспешности.

    Перед сверхмедлительными и сверхторопливыми партнерами стоит одна и та же задача: изменить свой темп общения в сторону усредне­ния. Другими словами, те, кто общается слишком медленно, должны стремиться к возможному ускорению в выражении своих мыслей и чувств. А те, кто общается слишком торопливо, должны стараться за­медлять себя в разговорах с другими людьми.

    Чтобы «подстроиться» под темп общения своего партнера, необхо­димо в первые минуты понаблюдать, быстро или медленно общается ваш собеседник, а также попробовать перейти на его темп общения. Если не получится эффективно подстроиться, необходимо постараться изменить темп общения своего знакомого: «Прошу тебя, говори немно­го помедленнее. Я не успеваю тебя понимать», «Прошу тебя, не тяни так долго фразы. Мне трудно следить за твоими рассуждениями».

    ^ 2. Профессиональный стресс достижения

    Жесткая программа на успех формируется в детстве. Родители го­ворят ребенку: «Ты у нас способный и талантливый и должен учиться только на отлично». Они ругают своего ребенка и резко выражают не­довольство всякий раз, когда он получает четверку или, что вообще ужасно, тройку. После школы юноша или девушка получают установ­ку на обязательное поступление в вуз: «Ты должен (должна) закон­чить институт». Затем уже сам человек в своих представлениях видит себя только начальником, пусть маленького коллектива, но только — руководителем.

    Трудности и проблемы возникают тогда, когда у работника нет внут­ренних ресурсов для достижения того уровня успеха профессиональ­ной деятельности, который он планирует. Например, он хочет быть известным художником или писателем, но не имеет художественных или литературных способностей. Или он стремится к руководящей должности, но не умеет эффективно общаться с людьми.

    Словом, тяжелые переживания вплоть до нервных срывов и де­прессий начинаются тогда, когда слишком высокий уровень притяза­ний, связанный с усвоенной в детстве установкой только на успех и достижения, не обеспечивается внутренними ресурсами человека: его возможностями и способностями. Могут быть и другие, внешние пре­грады: непризнание таланта обществом, несоответствие историче­скому времени, неблагоприятные обстоятельства жизни.

    К депрессии и личностному разрушению приводит внутренний, психологический механизм самооценки, имеющийся у человека: он отождествляет (идентифицирует) себя с результатами своей жизни и деятельности. Он не умеет понять, что он сам по себе, вне зависимости от успеха и достижений, — ценность, как может быть ценной уникаль­ная и единичная человеческая личность. Он не умеет почувствовать, что независимо от должности, которую он занимает, и заработка, кото­рый он получает, его любят и ценят близкая женщина, родные и друзья.

    ^ 3. Страх сделать ошибку. Страх ошибки появляется у работника в двух случаях: когда он имеет слишком сильную внутреннюю установку только на успех и когда существуют запреты или карательные санк­ции в случае ошибки (уменьшение зарплаты или премии, увольнение и проч.). Как это ни покажется на первый взгляд странным, наиболее сильный стресс человек переживает в первом случае, когда он стре­мится быть только успешным и удачливым.

    Страх ошибки «блокирует» творческие способности человека. Он испытывает внутреннюю скованность и напряжение, у него повышен­ный самоконтроль и излишне жесткая «система слежения» за собствен­ными действиями. В результате, несмотря на то что человек всеми силами стремится быть успешным, он сам снижает свой потенциал тем, что постоянно «держит себя за хвост».

    Успех может не достигаться также и по причине того, что, боясь ошибиться, человек старается нигде и ни в чем не рисковать, проявляя сверхосторожность и сверхтревожность.

    Успех может «убегать», как горизонт, от такого человека еще и по­тому, что, болезненно пережив неудачу и испытывая острый страх со­вершить повторную ошибку, он не реализует попытки попробовать еще раз. А как известно, успех соседствует со смелостью, настойчиво­стью, упорством и терпением многократного, многолетнего повторе­ния усилий, направленных на достижение поставленной цели.

    Страх сделать ошибку заставляет человека избегать всего нового, «необкатанного» и в определенном смысле делает его излишне кон­сервативным. Человек всячески избегает изменений и даже малейшей нестабильности, поэтому он может впасть в паническое состояние даже при самых незначительных «подвижках».

    Наконец, страх сделать ошибку постепенно перерождается в страх вообще перед жизнью. Человек строит защиты и заграждения везде и повсюду, даже там, где в этом нет объективной необходимости. Дом такого человека — это крепость, защищенная железной дверью с мно­жеством замков и автоответчиком на телефоне. Лицо такого человека — это непроницаемая маска, а движения выверены и находятся всегда «под контролем». Он редко смеется, потому что смех — это спонтан­ность и «неправильность». Он говорит логично и в форме «письмен­ной речи», в которой все существительные и глаголы — на своем «пра­вильном» месте. Он читает много медицинской и психологической литературы и неукоснительно следует советам врачей и психологов. Он вообще хочет жить правильно, без ошибок и этого требует от дру­гих людей.

    ^ 4. Профессиональный стресс конкуренции

    Жизнь многих мужчин и женщин похожа на отчаянный бег по «до­рожкам» конкуренции: «Кто меня опередил?», «Кто имеет больше, чем я?», «Кто достиг большего, чем я?», «Кто живет лучше, чем я?»

    В результате в окружающих людях они видят прежде всего конку­рентов, даже в друзьях и близких; их сопровождает страх оказаться несостоятельными и проиграть в конкурентной борьбе. Они болезнен­но реагируют на малейшие детали, проскальзывающие в обычных раз­говорах, ревнуя к успеху даже тех людей, которых не знают. Наконец, они боятся быть естественными и, для того чтобы их считали успеш­ными и преуспевающими, ведут себя неестественно, приукрашивая себя и свою жизнь: «Я живу в большом доме» (на самом деле — в ма­ленькой квартирке), «В нашей семье у каждого — по машине» (скорее всего старенький «Москвич»), «Я зарабатываю бешеные «бабки» (чи­тай между строк: получаю небольшую зарплату).

    На «алтарь конкуренции» часто кладется все: силы, здоровье, отказ от радостей жизни, друзей, любви, а подчас и от рождения детей (осо­бенно если по конкурентной «дорожке» бежит женщина).

    Человек, отдающий себя конкурентной «гонке», начинает жить «не своей жизнью»: он выбирает работу не по склонности, а в соответствии с престижем, его окружают только «нужные» люди, а на друзей не хва­тает ни времени, ни сил, рядом с ним часто находится топ-модель, вне­шность которой соответствует европейским стандартам, а не любимая женщина...

    Самоутверждение и поступательное движение вперед свойственны практически всем людям. Отказываться от желания подняться выше и сделать свою жизнь лучше никак нельзя. Но, как и все в жизни, сле­дует искать «золотое сечение», баланс, равновесие. Если жизненный баланс нарушен, начинаются проблемы, неприятности, неудачи.

    Необходимо помнить, что не следует иметь только одну цель и все в своей жизни подчинять лишь ее достижению, поскольку если по каким-то причинам цель не будет достигнута, можно испытать жизненный крах.

    Несмотря на напряженный образ жизни, направленный на дости­жение определенной цели (или лучше целей), нужно обеспечить себя «личной сферой»: любимыми и близкими людьми. Это поможет не только чувствовать поддержку на трудном жизненном пути, но и удер­жаться от срыва в случае неудачи.

    Желательно также выбирать друзей и любимых не в конкурентной среде. Истинно любящие и принимающие нас люди будут с нами в бо­гатстве и в бедности, успехе и неудачах. Необходимо правильно рас­пределять свои силы, стараясь не сгореть раньше, чем цель будет до­стигнута. Для этого следует регулярно отдыхать, высыпаться, следить за здоровьем.

    И, наконец, следует отдавать себе полный отчет в том, что нас ждет «на вершине», когда цель будет достигнута. Многие люди попадают в «ловушку конкуренции»: годы напряженного труда, а в результате — разочарование, зависть людей и одиночество. Важно подумать над тем, чтобы в нашей жизни этого не случилось и мы смогли полноценно на­сладиться плодами своего труда.

    ^ 5. Профессиональный стресс успеха

    Обычно предполагается, что стресс возникает в неблагоприятных условиях неудач. Да, это действительно так. Но негативные условия — это не единственный источник стресса. Как ни странно, интенсивный стресс работник может испытывать и тогда, когда достигает крупного успеха, на получение которого он затратил огромные усилия и про­должительное время.

    Стресс, настигающий человека в момент наивысшего успеха, выра­жается в том, что после свершения значимого события у него наступа­ет состояние «обессмысливания» того, что осуществилось.

    Действительно, после достижения значимой цели у человека может наблюдаться резкое понижение жизненного тонуса. Развиваются апа­тия, безразличие, и становится непонятно, зачем, собственно, столько времени и сил было отдано всему этому? Ожидания, что, «когда это свершится», настанет огромное счастье, не оправдываются, в основ­ном все остается по-прежнему. У человека может возникнуть разоча­рование — в себе, в людях, в жизни вообще.

    В таком эмоциональном состоянии человеку кажется, что он не по­лучил всего того, чего заслужил своим тяжелым трудом. Именно по­этому он часто не может воспользоваться плодами своего труда: впа­дает в депрессию, уныние или заболевает.

    Для того чтобы не попасть в стресс, связанный с успехом, необходи­мо не выкладываться до конца и не надрываться при достижении даже самой значимой цели. Следует стараться удержать себя от грез и меч­таний о том, какое счастье будет достигнуто на вершине успеха. В мо­мент достижения цели не останавливаться и планировать свою жизнь дальше. Помнить, что пустота после успеха — это лишь освобождение для того, чтобы наполниться чем-то новым. Именно сразу же, практи­чески на следующий день, нужно переключиться на другую деятель­ность и начать что-то новое. Главное — оставаться активным и на­править свою энергию на достижение новой цели.

    ^ 7. Деньги и профессиональный стресс.

    Сильный стресс возникает в тех случаях, если подарки судьбы обру­шиваются на человека неожиданно, когда он к этому совсем не готов, особенно если это связано с большими деньгами. Замечено, например, что крупный лотерейный выигрыш или неожиданное наследство в большинстве случаев приносят не пользу, а вред. Человек теряет ори­ентиры привычной жизни, начинает метаться, совершает странные и неожиданные поступки, выбрасывает огромное количество денег «на ветер», а нередко и начинает прикладываться к рюмке.

    Проблема денег и связанных с ними переживаний неоднозначна. «Все зло — от больших денег», — эта формула действительно срабаты­вает, когда большие деньги приходят неожиданно. Многие люди заме­чают также, что не приносят счастья деньги, не заработанные реаль­ным трудом.

    Причем отрицательные последствия, которые «обрушиваются» на людей вместе с лавиной больших денег, могут касаться не только ра­бочих дел, но и благополучия и здоровья близких. Вдруг неожиданно заболевают тяжелой болезнью жена или ребенок. Или нарушается семейное равновесие, и ранее спокойный и заботливый муж становит­ся резким и жестким. Возникает также цепочка неприятных и неожиданных событий: уг­нали машину, сожгли дачу, обворовали квартиру и т. д.

    Существует своеобразная «философия денег», которая почти неизвестна у нас в России, потому что большие деньги и искусство обращения с ними — проблемы, с которыми мы столкнулись только в последние годы. Так, известно, что у каждого человека есть своя индивидуальная «грани­ца» — запрограммированное для него судьбой количество денег или богатства. Для одного становится «достаточной» покупка дачи или ма­шины, и дальнейшее наращивание состояния как бы «блокируется» возникающими преградами и неудачами. А для другого даже покупка острова в океане — еще далеко не предел.

    Поэтому, активно приумножая семейное богатство, следует также прислушиваться к возникающему успеху. Если после накопления или получения определенного количества денег начали возникать непри­ятности и неудачи на данном отрезке жизни, следует остановиться на достигнутом. Возможно, надо помочь бедному родственнику или по­дать милостыню нищим. Для действительно богатого человека в пе­риод остановки необходимо заняться благотворительностью, постро­ить школу или больницу.

    Кроме того, неприятные события, связанные с деньгами, могут ка­заться неожиданными только для самого человека, а на самом деле они являются следствием объективных закономерностей. Например, рус­ский человек зачастую связывает с деньгами только положительное, что они приносят с собой, и совершенно забывает об отрицательных последствиях высокого материального благополучия или богатства.

    Да, деньги дают свободу, власть, уверенность в себе, расширяют воз­можности, обеспечивают высокий уровень жизни. Положение в обществе, хорошее образование для детей, медицинское обслуживание, круг обще­ния, путешествия, удобства, вкусная еда, одежда — это далеко не полный перечень всего того, что можно приобрести, имея солидные деньги.

    Но деньги связаны также с переживаниями сильного, стрессового характера. Так, часто возникает безудержное желание их приумно­жить. Человек идет на риск, вкладывая свои деньги в сомнительные предприятия, и испытывает тяжелый стресс, если теряет свои сбере­жения. Но даже если деньги сохранны, они всегда сопровождаются острым страхом и тревогой их потенциальной потери.

    Люди, имеющие большие деньги, внутренне меняются. Они привы­кают к тому, что «все продается и покупается», стремятся купить все, что хочется, и не ожидают препятствий на своем пути. Не возникает необходимости проявить собственную активность и совершить чело­веческие усилия — обратить на себя внимание, заслужить симпатию или любовь. Внешне все становится простым: «захотел — купил», но внутренне, для самого человека, это путь на снижение. Самоутверж­дение, в котором нуждается каждый человек, происходит только че­рез деньги, а внутреннего проявления своего «Я» практически нет. В результате консервируется и отмирает что-то душевное, живое и очень важное для русского человека.

    Именно поэтому при возникшем отказе получить, например, за деньги любовь богатый человек испытывает сильный стресс. Он долго не верит, что такое вообще может произойти, начинает сомневаться в том, действительно ли ему отказали, или интуитивно чувствует разо­чарование в самом себе как человеке, утратившем внутренние, чисто человеческие способы получения желаемого — при помощи своих соб­ственных способностей, а не денежных возможностей.

    Или с другой стороны, столкнувшись в своей жизни только с тем, что «все продается и покупается», и все же не желая строить свою личную жизнь по этому принципу, богатый человек может вообще от нее отказаться. Он опасается, что, поскольку скрыть свое материаль­ное положение не удастся, он обречен только на такие отношения в дружбе и любви, которые строятся на корыстных интересах взаим­ной выгоды и расчета. Если бедного человека любят за его челове­ческие качества, то богатый всегда рискует тем, что будут любить не его самого, а тот ореол, который его окружает, — ореол благополучия и богатства. Отделить одно от другого бывает трудно и подчас невоз­можно.

    В России богатый человек сталкивается также с непривычными для него трудностями автономного, замкнутого существования. Он видел в семье родителей «кухонные посиделки», близкие дружеские отно­шения, общение с соседями по даче или подъезду. Он вырос в условиях общинного, коллективного существования. Став состоятельным, он переезжает в элитный поселок, где люди держатся независимо и ав­тономно, поддерживая связи только внутри своих семей. В случае удач, наверное, это удобно: никто не претендует на участие в подго­товке успеха. Но в случае поражения такой человек лишается широ­кой поддержки друзей и знакомых: он рассчитывает в первую очере­дь на себя, во вторую — на поддержку близких членов своей семьи. Хорошо это или плохо — не имеет значения, главное — это для нас непривычно.

    И еще одно отрицательное последствие денег — страх за свою жизнь и жизнь своих близких. Увы, это касается не только действительно богатых людей, но и любого человека, демонстрирующего свою состо­ятельность перед окружающими людьми.

    ^ 3.7. Стресс подчинения

    Стрессовое напряжение часто возникает у подчиненных. Они обла­дают разными характерами, некоторые из них эффективно выполня­ют свою исполнительскую деятельность, потому что она не требует высокой ответственности, а другие, наоборот, тяготятся своим подчи­ненным положением. Можно говорить о трех психологических типах работников: исполнителях, экспертах и руководителях.

    Исполнитель — это работник, испытывающий эмоциональный дис­комфорт в ситуации высокой ответственности, необходимости прини­мать решения, контролировать других работников, определять поощ­рительные или негативные способы воздействия. Такие работники нередко проявляют эмоциональную чувствительность, сильно волну­ются в значимых ситуациях, избегают конфликтов, переживают, если их обидели, тревожатся, «как бы чего не вышло». Они настроены на исполнительскую деятельность, потому что она для них не связана со стрессом ответственности. Если работник проявляет психологический тип исполнителя, подчинение не будет вызывать у него стрессового состояния.

    Эксперт — специалист, также испытывающий эмоциональное на­пряжение при необходимости руководить людьми. Но от исполнителя он отличается тем, что не имеет потребности к подчинению. Наобо­рот, наиболее эффективно эксперт работает в условиях профессио­нальной независимости. Как правило, он хорошо знает свое дело и не боится проявлять самостоятельное мнение, даже если оно не согласу­ется с мнением руководителя. В случае делового противоречия или конфликта эксперт легко находит работу в другой компании.

    Если работник по типу характера — эксперт, подчиненное положе­ние будет вызывать у него стрессовое состояние.

    Руководитель — это работник, проявляющий организаторские спо­собности и стремление управлять ситуацией. Люди этого склада часто стремятся к власти и контролю над ситуацией, имеют потребность в лидерской позиции, легко берут на себя ответственность. Такие ра­ботники также испытывают стресс подчинения и стремятся к лидер­ству.

    perevozka-gruzov-zhd-transportom-chast-9.html
    perevozki-gruzov-avtomobilnim-transportom.html
    perevozki-passazhirov-i-bagazha-prikaz-ministra-transporta-i-kommunikacij-respubliki-kazahstan-ot-10-marta-2004.html
    perezhit-priklyuchenie-nastoyashie-muzhchini-eto-ne-kritiki-i-ne-te-kto-ukazivaet-na-oshibki-silnih-ili-rassuzhdaet.html
    perezhivanie-vnutrennego-odinochestva-lekcij-cikl-44-berlin-s-27-marta-po-24-aprelya-1917-g-iz-bibliotechnogo-175.html
    perfect-zavershennoe-sovershivsheesya-dejstvie-have-v-3-forforma.html
  • education.bystrickaya.ru/19-desha-takka-vozhd-pravdivie-knigi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/almati-2009-voprosi-dlya-podgotovki-k-vstupitelnomu-ekzamenu-po-specialnosti-6-n-0-5-0-3-psihologiya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/monografiya-odessa-odekom-1992-124-s.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-ryadov-raspredeleniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/indeksi-rinka-nedvizhimosti-na-nedelyu-ot-04072011-press-obzor-rinka-nedvizhimosti-s-29-iyunya-po-05-iyulya-2011-goda.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-s-pushkin-bahchisarajskij-fontan-domik-v-kolomne-kapitanskaya-dochka-pikovaya-dama-m-yu-lermontov-mciri.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-tvorcheskogo-ekzamena-na-fakultet-zhurnalistiki.html
  • literature.bystrickaya.ru/dzhon-ronald-ruel-tolkien-o-volshebnoj-skazke-neokonchennoe-esse-stranica-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/pozdnee-tvorchestvo-shekspira-1-vslove-vozrozhdenie-kak-i-v-slovosochetanii-srednie-veka-implicirovani-nauchnij.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vzrivchatie-veshestva-sredstva-vzrivaniya-i-zaryadi-uchebnik-serzhanta.html
  • letter.bystrickaya.ru/mineragenicheskaya-evolyuciya-postkollizionnih-kvarcevih-zhil-murzinsko-adujskij-mikrokontinent-srednij-ural-25-00-11-geologiya-poiski-i-razvedka-tvyordih-poleznih-iskopaemih-minerageniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sushnost-upravleniya-chelovecheskimi-resursami-stranica-10.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12sebestoimost-promishlennoj-produkcii-i-ee-struktura-gl-buhgalter-36-yurist-36-buhgalteriya-36-otdel-snabzheniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-minimumu-soderzhaniya-i-urovnyu-trebovanij-k-specialistam-dlya-prisvoeniya-dopolnitelnoj-kvalifikacii-ekonomist-po-mezhdunarodnoj-sisteme-buhgalterskogo-stranica-7.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vopros-20-osobennosti-perehoda-k-rinochnoj-ekonomike-rossii-vopros-1-predmet-istorii-ekonomiki-periodizaciya-ekonomicheskogo.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebna-programa-po-istoriya-na-stariya-svyat-statut-na-kursa-zadlzhitelen.html
  • occupation.bystrickaya.ru/moshennichestvo-analiz-sostava-i-problemi-kvalifikacii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teplovie-nasosi-3.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-o-rabote-mgk-kpss-v-period-s-2004g-2006g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-napravleniya-i-zadachi-razvitiya-rgteu-na-period-2010-2015-gg-koncepciya-razvitiya-rossijskogo-gosudarstvennogo.html
  • composition.bystrickaya.ru/odinnadcataya-lekciya-rudolf-shtajner-u-vrat-teosofi-i.html
  • literature.bystrickaya.ru/bolshaya-olimpijskaya-viktorina.html
  • tests.bystrickaya.ru/komandir-hozyajstvennogo-vzvoda-chasti-prikaz-ministra-oboroni-sssr-105-ot-22-fevralya-1977-g-o-vvedenii-v-dejstvie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-uchebnoj-programmi-po-fizioterapii-metodi-i-sredstva-obucheniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-a-obzor-ustanovki-rukovodstvo-po-ekspluatacii-directaccess-semejstvo-operacionnih-sistem-microsoft-windows.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vnesti-leptu-rad-molodoj-elektorat.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-17-maya-2012-goda-1706-oprovedenii-edinogo-gosudarstvennogo-ekzamena-po-geografii-literature-v-ppe-belgorodskoj-oblasti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasskazi-o-prirode-m-prishvin-i-sokolov-mikitov-b-zhitkov-v-bianki-v-durov-v-astafev.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-trebovaniya-k-urovnyu-podgotovki-studentov-obuchayushihsya-po-discipline-prakticheskij-kurs-perevoda.html
  • bukva.bystrickaya.ru/toplivo-metodi-pererabotki-topliva.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-visshij-organ-ispolnitelnoj-vlasti-chast-10.html
  • universitet.bystrickaya.ru/turizm-na-karibah-chast-3.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-iii-uluchshenie-kachestva-gorodskoj-sredi-strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo.html
  • letter.bystrickaya.ru/modernizaciya-programmno-celevogo-planirovaniya-regionalnogo-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-v-shiryaeva-kubanskij-gosudarstvennij-universitet-g-krasnodar.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.