.RU

Оформление иллюстраций - Правила оформления списка литературы 23 Примеры библиографических описаний 25 Особенности...


^ Оформление иллюстраций
Иллюстративный материал в тексте документа служит для более наглядного, выразительного и ясного изложения тех положений, которые словесными объяснениями не могут быть выражены точно. Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста.

Иллюстративный материал может быть представлен в виде рисунка, чертежа, схемы, диаграммы, графика, фотографии. Согласно ГОСТ 2.105-95 [4], все виды иллюстраций именуются «рисунком» и подписываются сокращенно «рис.».

График представляет собой функциональную зависимость одной величины некоторого явления от другой величины и параметров того же явления в виде линии (кривой), которая соединяет соответствующие значения величин, построенных в осях координат.

По осям координат должны быть указаны условные обозначения и размерности отложенных величин в принятых сокращениях (см. рис. 2).



Рис. 2. Графики старения информации:

1 – работы по философии; 2 – работы по химии; 3 – работы по физике;
4 – технические работы

Диаграмма представляет собой изображение соотношения между величинами, которым придают вид геометрических фигур, линий, значков и т. п. Диаграммы используются для того, чтобы сделать такую зависимость наглядной и более доступной для восприятия (см. рис. 3).



Рис. 3. Доля отдельных видов топлива в общей добыче, %

Схема – это иллюстрация, выполненная с помощью условных изображений и без соблюдения масштаба. Функция схемы заключается в том, чтобы отобразить основную идею какого-либо устройства, предмета или процесса, взаимосвязь их главных элементов.

Согласно ГОСТ 2.701-90 [17], в зависимости от основного назначения схемы подразделяются на следующие типы:

Пример схемы приведен на рис. 4.



Рис. 4. Схема ресурсов системы обработки данных

Фотография представляет собой убедительное и достоверное средство доказательства и придает особую наглядность информации, содержащейся в тексте документа. Использовать фотографии нужно в тех случаях, когда необходимо изобразить предмет или явление с максимальной точностью.

В отличие от других видов иллюстративного материала фотографии можно использовать в документе и в том случае, если они уже были где-то опубликованы, т.е. иллюстрировать документ фотокопиями из других печатных источников.

Ниже приведен ряд общих требований к оформлению иллюстративного материала.

Иллюстрации (кроме фотографий) должны быть выполнены в одном стиле непосредственно на текстовой странице. Иллюстрации нужно размещать сразу после первой ссылки на них в тексте. Лишь при малом объеме текстового материала и большом количестве иллюстраций они помещаются по порядку номеров в конце работы (в приложении).

Каждая иллюстрация должна сопровождаться содержательной подписью и нумероваться. Подпись к рисунку следует размещать непосредственно после рисунка на одной странице с ним (см. рис. 1.5). Подпись под иллюстрацией нужно писать с прописной буквы в строку вслед за номером. В конце подписи точка не ставится.

Если иллюстрация, имеющая один номер, включает несколько изображений, их следует обозначать строчными буквами (а, б, в и т. д.). В подписи к рисунку тема каждого изображения должна быть определена в перечислении: после основной надписи ставится двоеточие, а перечисление начинается со строчной буквы. Элементы перечисления отделяют друг от друга точкой с запятой, а буквенные или цифровые обозначения от текста пояснения – знаком тире (см., например, оформление подрисуночной подписи рис. 2).

Надписи, относящиеся к кривым и точкам, следует делать в тех случаях, когда их немного и они являются краткими. Многословные надписи нужно заменять буквенными или цифровыми обозначениями. Наименования, буквенные или иные обозначения на рисунке и в тексте должны быть одинаковыми. На однотипных рисунках позиции необходимо обозначать одинаково: только буквами, только цифрами или только словами. Все условные обозначения и сокращения рисунка должны быть пояснены либо в подписи к нему, либо в тексте работы (см. рис. 2, 3, 4). Не допускается применение обозначений, которые не приведены в тексте документа или в подписи к рисунку.

На все иллюстрации в тексте работы должны быть ссылки. Они могут входить в текст как составная часть или быть заключены в скобки. Слово «рисунок» пишут сокращенно в том случае, если рядом стоит цифра. Если же рисунок является единственным, ссылку на него следует оформлять следующим образом: (см. рисунок). Если в тексте работы дается ссылка на несколько иллюстраций, то слово «рис.» пишется только один раз, при первом порядковом номере. Например: на графиках рис. 6, 12 и 17 показано...
^ Оформление примечаний и сносок
Примечания в тексте документа служат для уточнения данных, приводимых в документе, для пояснения содержания текста, таблицы, иллюстрации и т.п. Примечания следует размещать непосредственно после пункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся.

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзацным отступом, не подчеркивая.

Одно примечание не нумеруют. После слова «Примечание» необходимо ставить точку, например:

Примечание.

Несколько примечаний следует нумеровать арабскими цифрами с точкой, например:

Примечания:

1.

2.

В подстрочных примечаниях-сносках слово «Примечание» не приводится. Они должны быть расположены на той же странице, к которой они относятся. Текст сноски нужно отделить от основного текста отрезком горизонтальной линии1.

Такого рода примечания связываются с основным текстом при помощи знаков сноски (порядковый номер, «звездочка»), приводимых на месте верхнего правого индекса.

Знак сноски в сочетании со знаком препинания располагается перед точкой, запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире (например, в 2001 году1, работа2; в следующем изложении*), но после многоточия, вопросительного и восклицательного знаков (например, этого не следует делать!*, данный документ…3).

Если предложение заканчивается точкой как знаком сокращения, знак сноски ставят после точки и опускают точку как знак препинания в конце предложения (например: ...в 1290г.1 Позднее...).
^ Оформление цитат
Цитаты приводятся в тексте для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного печатного издания. Цитаты – дословные выдержки из какого-либо текста научного или публицистического характера. Необходимо точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, который был вложен в нее автором.

Общие требования к цитированию следующие:

1. Текст цитаты должен быть заключен в кавычки и приводиться в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Например:

«Одним из критериев профессионального мастерства программистов является их способность обнаруживать и исправлять собственные ошибки: начинающие программисты не умеют этого делать, у опытных программистов это не вызывает затруднений. Тем не менее ошибки в программах делают все.» (Д. Ван Тассел. Стиль, разработка, эффективность, отладка и испытание программ: Пер. с англ. / Под ред. Э.А. Трахтенгерца. – М.: Мир, 1985. – C. 32).

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста. Пропуск текста должен быть отмечен многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется. Например: «Наука начинается...с тех пор, как начинают измерять» (Д.И. Менделеев).

3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого приводится в соответствии с требованиями библиографических стандартов, например: «…ошибки в программах делают все.» (Д. Ван Тассел. Стиль, разработка, эффективность, отладка и испытание программ: Пер. с англ. / Под ред. Э.А. Трахтенгерца. – М.: Мир, 1985. – C. 32).

4. При непрямом цитировании (пересказе, изложении мыслей других авторов своими словами) следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.

5. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то, и другое снижает уровень научной работы.

6. Если необходимо выразить отношение автора научной работы к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, то после них ставят восклицательный знак или знак вопроса, которые заключают в круглые скобки, например: «Ошибки в программах делают все (!).» (Д. Ван Тассел. Стиль, разработка, эффективность, отладка и испытание программ: Пер. с англ./Под ред. Э.А. Трахтенгерца. – М.: Мир, 1985. – C. 32).

7. Если автор документа, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, он должен это специально оговорить, т.е. после поясняющего текста ставится точка, затем указываются инициалы автора документа, а весь текст заключается в круглые скобки. Вариантами таких оговорок являются следующие: (курсив наш. – А.С.).

Если цитата включается в текст, то первое слово из нее следует писать со строчной буквы. Например: Николаус Вирт, швейцарский ученый, специалист по информатике однажды сказал, что «люди по ошибке принимают сложность за изощренность».

organizaciya-raboti-otdeleniya-po-remontu-kip-chast-8.html
organizaciya-raboti-po-gigienicheskomu-vospitaniyu-formirovaniyu-zdorovogo-obraza-zhizni-v-otdeleniyah-kabinetah-medicinskoj-profilaktiki-ambulatorno-poliklinicheskih-uchrezhdenij.html
organizaciya-raboti-po-podgotovke-k-provedeniyu-licenzionnoj-ekspertizi-i-gosudarstvennoj-akkreditacii-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
organizaciya-raboti-podrazdelenij-asr-i-obshie-polozheniya.html
organizaciya-raboti-profilaktika-vichspid.html
organizaciya-raboti-s-dokumentami-organizaciya-dokumentooborota-hraneniya-i-ispolzovaniya-dokumentov-v-tekushej-deyatelnosti-uchrezhdeniya-predpriyatiya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uroven-zhizni-naseleniya-rossii.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-mercedes-benz.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vpasporte-programmi-poziciyu-obemi-i-istochniki-finansirovaniya-programmi-izlozhit-v-novoj-redakcii-obemi-i-istochniki-stranica-6.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/b-izmerenie-urovnya-potrebitelskoj-udovletvorennosti-s-celyu-vozmozhnogo-izmeneniya-svoej-deyatelnosti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/uralskie-kamni.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-innovacionnie-aspekti-vnedreniya-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-na-stupeni-osnovnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-tomskoj-oblasti-na-2006-2010-godi-i-na-period-do-2012-goda-stranica-12.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-pod-red-b-v-lichmana-ekaterinburg-izd-vo-sv-96-2001-g-368-s-istoriya-rossii-teorii-izucheniya-kniga-vtoraya-dvadcatij-vek-stranica-75.html
  • assessments.bystrickaya.ru/centralizaciya-i-decentralizaciya-faktori-opredelyayushie-stepen-centralizacii-i-decentralizacii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nematerialnie-aktivi-godovoj-otchet-po-rezultatam-raboti-za-2010-god.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-raboti-soderzhanie-pomeshaetsya-na-2-j-stranice-primer-sm-ris-1.html
  • writing.bystrickaya.ru/614-rabota-s-pripoyami-1-naznachenie-i-oblast-primeneniya-4.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-2-osvoivshih-programmi-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-volskogo-rajona-saratovskoj-oblasti-v-2008-2009-uchebnom.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-k-kollegii-ufk-ot-21-06-2011g.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/51d-75drobno-racionalnie-uravneniya-metodi-i-m-smirnova-matematika-v-shk-1997-probl-i-suzhdeniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-proekta-uznat-kto-takoj-pifagor.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yurij-magalif-stranica-8.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakonodatelnaya-vlast-v-rossijskoj-federacii-pravovoj-status-polnomochiya.html
  • control.bystrickaya.ru/ekonomicheskij-analiz-moralnih-norm-v-kollektivah.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-perehodyashem-znameni-ordena-lenina-ulyanovskoj-oblasti-prilozhenie-n-1.html
  • learn.bystrickaya.ru/fizika-pnn-damita-oituda-topti-blokti-zhne-degejlk-zhjelerd-jlestru-oushilardi-blm-sapasin-bailau-men-baalau-tsldern-arastiru-j-tapsirmasin-z-degejnde-orindaluina-azhet-alisharttardi-belgleu.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-posleduyushee-priznanie-spravedlivaya-stoimost-i-obescenenie-finansovih-instrumentov.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ustanovlenie-i-ukreplenie-torgovo-ekonomicheskih-nauchno-tehnicheskih-i-kulturnih-otnoshenij-mezhdu-tadzhikistanom-i-kitajskoj-narodnoj-respublikoj-1991-2008gg.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-gou-spo-galichskij-industrialnij-kolledzh.html
  • education.bystrickaya.ru/2-prakticheskie-aspekti-nosheniya-i-primeneniya-nozha-predlagayu-vashemu-vnimaniyu-statyu-o-pravovih-osnovah-primeneniya.html
  • books.bystrickaya.ru/blagotvoritelnogo-fonda-potanina.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lliteraturnaya-odessa-20-30-h-gg-xx-veka-chast-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-pitanii-kak-o-lekarstve-i-kak-ob-otrave-lozh-privodit-k-stradaniyam.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-28-02-2012-468.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-politologiya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sistema-menedzhmenta-kachestva-stranica-18.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/povisheniya-ekonomicheskoj-effektivnosti-proizvodstva-i-realizacii-produkcii-plodovodstva-v-zao-sad-gigant-slavyanskogo-rajona.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-kursu-specialnost-050502-tehnologiya-i-predprinimatelstvo.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-psihologiya-menedzhmenta-dlya-specialnosti-030301-65-psihologiya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/privetstvie-uchastnikam-eva-2004-moskva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.