.RU

Очная форма обучения - Учебно-методический комплекс автор-составитель: Н. Н. Спиридонов удк ббк м рекомендовано...


^
Очная форма обучения

№№ п/п
Название темы
Лекции

Практ

занятия

Самост.

работа




^ РАЗДЕЛ 1. СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО












Современное мировое хозяйство

2

1

4



Теории международной торговли и концепции внешнеэкономической политики государства

4

2

6



Интеграционные процессы в мировой экономике.

2

1

4




    ^ РАЗДЕЛ 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА












    Международная торговля

2

2

4



    Внешнеэкономическая политика.

4

2

6




    ^ РАЗДЕЛ 3. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА












    Международные валютные отношения

4

2

6



    Вывоз капитала

4

2

4



    Международная миграция рабочей силы.

2

1

4



    Платежный баланс

2

1

4




    ^ РАЗДЕЛ 4 МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ












    Конкурентоспособность стран в мировом хозяйстве

4

2

4



    Международные экономические отношения вначале ХХI века

4

1







    Всего часов

26

26

50



IV. Рабочая программа

РАЗДЕЛ I. Современное мировое хозяйство


^ Тема. Современное мировое хозяйство

Современное мировое хозяйство: понятие, структура, субъекты. Основные этапы его развития. Субъекты современного мирового хозяйства. Основные типы государств в мировой экономике. Их классификация по экономическому потенциалу и уровню социально-экономического развития.

Международное разделение труда как сущностная основа развития мирового хозяйства. Международная специализация и кооперирование. Формы кооперационных связей между государствами и экономическими группировками.

Тенденции развития мирового хозяйства на современном этапе. Усиление целостности мирового хозяйства. Глобализация развития мировой экономики. Неравномерность и противоречивость развития мировой экономики. Международная конкуренция и формы ее проявления в современных условиях. Соотношение международного сотрудничества и конкуренции.

^ Тема. Теории международной торговли и внешнеэкономическая

политика государства

Меркантилизм о внешней торговли и роли государства в экономическом росте. Теория сравнительных преимуществ. Теория относительных преимуществ. Модель Хекшера – Олина. Теорема Рыбчинского. Парадокс Леонтьева. Альтернативные (современные) теории мировой торговли.

Свобода и протекционизм. Современная открытая экономика. Открытость экономики и экономическая безопасность. Показатели, характеризующие степень открытости экономики страны.

^ Тема. Интеграционные процессы в мировой экономике

Сущность и формы международной экономической интеграции. Роль торговых союзов, зон свободной торговли, экономических союзов. Основные этапы развития западноевропейской интеграции. Принципы организации и механизм функционирования Европейского Союза. Европейское экономическое пространство. Североамериканская модель интеграции (НАФТА). Интеграционные процессы в Латинской Америке и других регионах мира. Формирование Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭК). Интеграционные процессы в СНГ.


^ РАЗДЕЛ II. Международная торговля и внешнеэкономическая политика

Тема. Международная торговля

Международная торговля, ее роль и факторы развития. Характеристики международной торговли: динамика, отраслевая и региональная структура, особенности современного этапа развития.

Формы и методы международной торговли. Международная торговля услугами. Международная торговля результатами интеллектуальной деятельности. Импортозамещающий и экспортоориентированный рост. Эффективность внешнеторговых связей.

Особенности товарной и региональной структуры внешней торговли РФ, ее место в международном разделении труда.

^ Тема. Внешнеэкономическая политика

Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Эффект введения таможенных пошлин и их влияние на доход предпринимателей и государства.

Нетарифное регулирование и его административные и экономические инструменты (антидемпинговые меры, квотирование, лицензирование, налоги и сборы, валютные ограничения, эмбарго, монополия внешней торговли). Стимулирование экспорта.

Значение межгосударственных организаций (ВТО, ЮНКТАД, МТП) в регулировании международного торгового обмена.


^ РАЗДЕЛ III. Международное движение факторов производства

Тема. Международные валютные отношения

Национальные валютные системы. Понятие валюты. Мировая валютная система, сущность, структура и этапы ее развития. Понятие валютной политики и ее инструменты.

Валютные рынки. Виды валютных рынков. Кассовые и срочные валютные операции. Валютный курс. Виды валютных курсов. Факторы, определяющие валютные курсы.

^ Тема. Вывоз капитала

Значение вывоза капитала в международных экономических отношениях. Причины и сущность вывоза капитала. Формы вывоза капитала.

Прямые и портфельные инвестиции. Международные займы и их роль в мировой экономике. Понятие официальной помощи развитию. Масштабы и основные направления вывоза капитала. Государственное регулирование вывоза капитала. Международные финансовые институты.

Механизм прямых инвестиций. Инвестиционный климат и инвестиционные риски. Место ТНК (транснациональных корпораций) в мировой экономике. Особенности ввоза капитала в Россию. Особенности вывоза капитала из России. Масштабы, динамика и география международного движения капиталов.

^ Тема. Международная миграция рабочей силы

Международная миграция рабочей силы, современные тенденции ее развития. Эмиграция и ее причины. Иммиграция и ее причины. Неравномерность экономического развития и трудовая миграция. Основные центры трудовой миграции, направления, размеры, состав международной миграции рабочей силы.

Социально-экономические последствия для стран, ввозящих и вывозящих рабочую силу. Государственное и международное регулирование трудовой миграции. Россия и международный рынок труда.

^ Тема. Платежный баланс

Сущность и содержание платежного баланса. Основные принципы составления платежного баланса. Баланс (счет) текущих операций и его структура. Баланс (счет) финансовых операций с капиталом и его структура. Прямые и косвенные методы регулирования платежного баланса. Платежный баланс России.


^ РАЗДЕЛ IV. Международная конкуренция

Тема. Конкурентоспособность стран в мировом хозяйстве

Понятие международной конкуренции и особенности ее развития в современную эпоху. Конкурентоспособность страны в мировой экономике. Теория конкурентных преимуществ М. Портера. Факторы, определяющие конкурентоспособность страны в мировой экономике. Основные направления и способы повышения конкурентоспособности экономики России.

^ Тема. Международные экономические отношения в начале ХХI века

Перспективы развития мировой экономики в начале ХХI века и возможная эволюция международных экономических отношений.

Возникновение и сущность глобальных проблем. Проблема ресурсов. Проблема безопасности. Проблема развития экономики. Пути решения глобальных проблем.

Изменения в соотношении экономических потенциалов отдельных стран и регионов и их воздействие на международные экономические отношения.

Проблемы институционального оформления изменений в системе международных экономических отношений.


^ V. Краткий курс лекций


Введение

Современное состояние мировой экономики характеризуется усиливающейся взаимозависимостью и взаимодействием национальных хозяйств, бурным развитием международных экономических отношений (МЭО). Из года в год темпы роста международной торговли превышают темпы роста производства, все больше производимых товаров поступает на внешние рынки. “Обычная” торговля дополняется и, пожалуй, даже вытесняется международной производственной кооперацией, делающей страны и территории своеобразными цехами международного производства. В этих условиях резко активизировалась деятельность транснациональных корпораций (ТНК), растет экспорт капитала в форме прямых иностранных инвестиций. Набирает силу интеграционная волна. Мировое хозяйство превращается в совокупность мощных интеграционных систем, взаимодействующих друг с другом. Рождается транснациональная мировая экономика, отражающаяся в большей прозрачности границ суверенных государств, а кое-где – и в их фактическом стирании. И это приносит странам и народам не только выгоду, но и издержки.


^ Тема. Мировое хозяйство, мировой рынок, международное разделение труда

Мировое хозяйство представляет собой единство двух подсистем – национальных хозяйств в их совокупности и международных экономических отношений, связывающих их в целостную систему.

Мировое хозяйство - не просто сумма хозяйств отдельных стран. Речь идет именно о совокупности, о целостной системе таких хозяйств, связанных международным разделением и кооперацией труда, международными экономическими отношениями. Эффект такой системы хозяйств намного выше, нежели сумма эффектов их изолированного функционирования без связей и отношений друг с другом.

Важной составной частью мирового хозяйства является мировой (всемирный) рынок – система обменов товарами и услугами, сложившаяся на основе международного разделения труда и международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Он образовался к концу XVIII века в результате активизации торговли между странами и вовлечения в международный товарооборот все новых государств и территорий и продолжает изменяться и усложняться. Так, широкое распространение получили различные формы международного производственного кооперирования, что привело к снижению доли обычной торговли по сравнению с товарооборотом, обслуживающим устойчивые производственно-технологические связи.

Решающий фактор формирования мирового рынка и мирового хозяйства в целом - международное разделение труда (МРТ). Его можно определить как специализацию отдельных стран в рамках мирового (всемирного) хозяйства на тех или иных видах продукции и услуг, что обусловливает и предполагает обмен этих товаров и услуг на мировом рынке. Таким образом, МРТ является пространственной формой общественного разделения труда, характеризующейся разрывом между местом производства и местом потребления (Н.Н. Баранский).

В МРТ можно различить две ситуации. Первая – когда страна ввозит какой-либо продукт из другой страны потому, что по природным условиям совершенно не может его производить; и вторая ситуация – когда ввозится продукт, который можно было бы произвести и у себя, но это обошлось бы дороже. Первую ситуацию можно назвать абсолютным МРТ, вторую – относительным.

В основе МРТ лежат различия в природе и в самих людях.

Одна из наиболее очевидных и первоначальных предпосылок МРТ - различия между странами в природно-географическом отношении. Страны различаются по своим природным богатствам, почвенно-климатическим условиям, размерам территории, экономико-географическому положению и т.п. и специализируются в соответствии с этими различиями.

С развитием общества множатся и общественные причины МРТ – такие, как исторические и производственные традиции, различия в цене и квалификации трудовых ресурсов. Они перекрывают и заслоняют причины, лежащие в природных различиях, но не отменяют их.

В современную эпоху главный фактор формирования МРТ – научно-технические достижения, способность страны генерировать идеи, воплощать их в новые технологии и внедрять эти технологии в производство и быт. В наше время преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами или мощью финансового капитала. Теперь все решают уровень образования и объем накопленных обществом знаний.

Главный побудительный мотив к участию в МРТ - экономическая выгода, получаемая при производстве товаров в тех странах, где для этого имеются абсолютные или сравнительные преимущества.

Если страна производит на единицу затрат какого-то товара больше, чем ее конкуренты, то она имеет абсолютное преимущество в производстве данного товара. Ей выгодно вывозить этот товар, а другим странам выгодно его покупать, так как собственное производство обошлось бы дороже.

Но торговля, МРТ развиваются и в условиях, когда страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом. Английский экономист Д. Рикардо в начале XIX в. открыл закон сравнительного преимущества: каждая страна располагает сравнительным преимуществом в производстве какого-то товара, торгуя им в обмен на остальные.

МРТ в своем развитии прошло несколько этапов. К концу XIX - началу XX в. процесс его формирования в основном завершился. Чисто торговые мирохозяйственные связи дополнились экспортом капитала и миграциями рабочей силы, началось развитие международных производственных связей.

После Октябрьской революции 1917 г. в России и создания в 1922 г. СССР из капиталистического (рыночного) мирового хозяйства фактически “выпала” 1/6 часть суши. После Второй мировой войны со становлением экономик в ряде других стран Восточной Европы, Азии и Латинской Америки прежде единое мировое хозяйство на многие десятилетия раскололось на мировое капиталистическое и мировое социалистическое хозяйства, а мировой рынок - на мировой капиталистический и мировой социалистический рынки. Разделение труда на каждом из этих рынков стало именоваться соответственно международным капиталистическим разделением труда (МКРТ) и международным социалистическим разделением труда (МСРТ). Начавшаяся коренная трансформация экономических структур, возвращение к рыночным механизмам хозяйствования в государствах Центральной и Восточной Европы и в республиках бывшего СССР, рыночные реформы в азиатских социалистических странах (КНР, Вьетнам) знаменуют собой начало воссоздания на новых основах единого мирового рыночного хозяйства.


^ Тема. Группы стран в мировой экономике

При первом рассмотрении мировое хозяйство выглядит как конгломерат из примерно 230 государств и территорий. Они весьма существенно различаются по размерам территорий, населению, экономической мощи, уровням жизни и технологического развития и т.д. На одном полюсе – такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Германия, на другом – слаборазвитые бедные страны типа Афганистана, Чада, Сомали и др. Не существует какой-либо единственной и исчерпывающей классификации стран мира. Чаще всего их классифицируют по уровню ВВП или ВНП на душу населения.

Но абсолютизировать этот показатель неправильно. Распределение доходов в обществе может происходить по-разному. То же можно сказать и об условиях питания, доступности образования, здравоохранения, условиях труда, обеспеченности работой и т.д. Кроме того, данные о ВВП или ВНП на душу населения не отражают степень технологического развития страны, сложность структуры ее экономики. Об этом говорит, например, присутствие в первой тройке двух монокультурных (нефтедобывающих) стран – Саудовской Аравии и Кувейта.

Поэтому используют и многомерные классификации стран мира. Из них наиболее известен так называемый индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП, иначе – индекс человеческого развития) ООН. Это интегральный показатель, состоящий из трех компонентов: 1) средняя ожидаемая продолжительность жизни людей; 2) уровень образованности и 3) реальная величина средних доходов жителей. При этом образованность населения измеряется комбинацией из двух величин: а) доля грамотных среди взрослых людей старше 15 лет (в %) и б) средняя продолжительность обучения (количество лет). Доля грамотных при расчете общего уровня образованности учитывается с коэффициентом 2/3, а продолжительность обучения – 1/3. Если нет данных о средней продолжительности обучения, то берется совокупная доля в населении учащихся начальных, средних и высших учебных заведений. Откорректированные доходы рассчитываются по сложной программе на основе величины ВНП на одного жителя, но с поправками на ППС и с учетом показателей, отражающих специфику распределения средств в обществе. В частности, соотношения доли доходов 20% беднейших и 20% самых богатых людей, а также соотношения национальных показателей со среднемировым “порогом доходов”, обеспечивающих нормальный уровень жизни людей. В результате величина “реального” ВНП на душу населения, определенная таким способом и используемая далее при расчетах ИРЧП, значительно меньше, чем официальная исходная цифра.

Исходя из рангов стран по ИРЧП, эксперты ООН делят страны мира на три группы: 1) страны с высоким уровнем развития человеческого потенциала; 2) страны со средним уровнем развития человеческого потенциала; 3) страны с низким уровнем развития человеческого потенциала. В первую десятку стран мира по величине ИРЧП в начале XXI века входили (в порядке убывания): Канада, Франция, Норвегия, США, Исландия, Финляндия, Нидерланды, Япония, Новая Зеландия и Швеция. Россия, аттестованная как страна со средним уровнем развития, занимала 72-е место (между Оманом и Эквадором).

До недавнего времени в нашей стране государства мира чаще всего подразделяли на три основные группы:

Соответственно, выделялось мировое капиталистическое хозяйство (МКХ), включавшее развитые капиталистические страны, и мировое социалистическое хозяйство (МСХ). Если убрать прежние, сугубо пропагандистские, характеристики MCX как более совершенного по сравнению с МКХ типа взаимодействия национальных хозяйств и т.п., то это деление, по нашему мнению, отражало реальное положение дел вплоть до конца 90-х гг. прошлого века.

В настоящее время свои варианты деления стран мира на группы предлагают такие международные организации, как ООН, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и др.

Мы считаем, что в рамках мировой экономики страны можно разделить на три большие группы:

  1. индустриальные страны;

  2. страны с переходной экономикой;

  3. развивающиеся страны.

Отнесение страны к той или иной группе определяется особенностями ее экономического, культурного и политического развития. Обычно в одну группу стран в мировой экономике входят государства с общими или близкими характеристиками экономического развития, схожей институциональной структурой хозяйственного управления, близкими принципами организации производства, общностью стоящих перед ними проблем и т.п.

Индустриальные страны (industrial countries) или развитые страны Запада – 24 промышленно развитые страны Северной Америки, Европы и Тихоокеанского бассейна с высоким уровнем доходов. Ведущую роль в группе индустриальных стран играют государства так называемой “большой семерки” (или группы G-7) – США, Канада, Япония, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания. Пять из указанных государств образуют ядро НАТО, четыре из шести составляют костяк ЕС. На их основе сформировались три конкурирующих “центра силы” мирового хозяйства - североамериканский, японский и западноевропейский, которые вовлекают в свои орбиты и другие государства мира.

Индустриальные страны, в которых проживает только 16% населения мира, производят 53% мирового ВВП и 47% мировой промышленной продукции. Они обеспечивают более 70% мирового экспорта. Им принадлежит более 90% накопленной стоимости прямых иностранных инвестиций, здесь расположены штаб-квартиры крупнейших транснациональных корпораций (ТНК) мира. Уровень жизни в развитых капиталистических странах намного выше, чем в среднем по миру, а их превосходство по этому показателю над наименее развитыми странами мира составляет гигантскую величину (более чем в 60 раз по рыночному обменному курсу валют и более чем в 15 раз по ППС).

Индустриальные страны Запада (их также называют промышленными, развитыми странами Запада и т.д.) объединяет помимо прочего то, что в отличие от остальных государств мира они уже вступили в новый этап технико-экономического развития – постиндустриальный (информационный).

Термин “постиндустриальное общество” был предложен американским социологом Дэниeлом Беллом еще в 1965 г. По его мнению, термин “постиндустриальное общество” соотносится с “доиндустриальным” и “индустриальным”.

Доиндустриальное общество - в основном добывающее, его экономика основана на сельском хозяйстве, добыче угля, энергии, газа, рыболовстве, лесной промышленности.

Индустриальное общество - в первую очередь обрабатывающее, в котором энергия и машинная технология используются для производства товаров.

Постиндустриальное общество – это организм, в котором телекоммуникации и компьютеры выполняют основную роль в производстве и обмене информацией и знаниями.

Если индустриальное общество основано на машинном производстве, то постиндустриальное характеризуется интеллектуальным производством. И если капитал и труд являются основными структурными чертами индустриального общества, то информация и знания являются таковыми для постиндустриального общества.

По некоторым оценкам, совокупное общественное время, затрачиваемое в развитых странах на производство и обмен информацией, уже значительно превышает расходуемое на производство и обмен материальной продукцией. В США, идущих в авангарде информационной революции, с 1991 г. расходы на приобретение информации и информационных технологий превышают затраты на приобретение производственных технологий и основных фондов.

В 70-80-х гг. прошлого века в развитых странах Запада произошла коренная структурная перестройка экономики, выразившаяся в переходе от ресурсорасточительных к ресурсосберегающим технологиям, в освобождении предприятий от массы накопленных устаревших основных средств, стремительной компьютеризации хозяйства и почти всех сфер общественной и частной жизни. Конечно, новая экономика не сдала полностью на слом старую, индустриальную, так или иначе она опирается на ее аппарат. Однако в целом в экономиках развитых стран Запада сейчас доминирующую роль играет сфера услуг (включая информационные услуги).

К середине 90-х гг. в ведущих странах Запада в сфере услуг было сосредоточено 63-75% всех занятых, там создавалось 62-74% ВВП. Что касается промышленности, то страны Запада сегодня сохраняют и развивают, прежде всего, ее высокотехнологичные наукоемкие отрасли. А материало- и трудоемкие производства переместились на полупериферию и периферию мирового хозяйства – в развивающиеся государства, а в последнее время и в страны с переходной экономикой, ближе к источникам сырья и дешевой рабочей силе. За пределы развитых стран выносятся и экологически вредные, “грязные” производства: металлургические, нефтеперерабатывающие, нефтехимические, целлюлозно-бумажные и т.п.

Переход индустриальных стран к информационной стадии развития привел к тому, что они все более замыкаются на взаимных связях. Так, на взаимную торговлю этой группы стран приходится примерно половина мирового экспорта товаров, основная часть мирового экспорта и импорта услуг (в том числе мировой торговли НТ знаниями); взаимные инвестиции РКС составляют большую часть ежегодного мирового потока прямых зарубежных инвестиций.

Страны с переходной экономикой (economies/countries in transition) – государства Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и бывшего СССР, а также Монголия (всего 28 стран), переходящие от централизованно планируемой к рыночной экономике. Главные направления реформ:

1) специальные меры по оздоровлению системы цен и денежно-финансовой сферы (вплоть до “шоковой терапии”);

2) разгосударствление и приватизация;

3) демонополизация;

4) аграрная реформа;

5) либерализация внешней торговли и привлечение иностранного капитала.

При этом на ходе и результатах экономических реформ весьма существенно сказываются особенности исторического развития, экономического, политического и социального положения в каждой стране. Сложный переход от плановой к рыночной экономике проходил и проходит достаточно болезненно.

Страны с переходной экономикой занимают в современной мировой экономике промежуточное положение. С одной стороны, по многим экономическим и социальным показателям (таким, как валовой продукт на душу населения, средняя продолжительность жизни, детская смертность, покупательная способность населения, “качество жизни” и т.д.) они занимают место в ряду развивающихся стран. С другой стороны, они имеют относительно развитые индустриальные (даже с элементами постиндустриальных) экономики, располагают достаточно солидным научно-техническим и человеческим потенциалом.

Развивающиеся страны (developing countries) – более 130 государств Азии, Африки и Латинской Америки, характеризующихся низким и средним уровнем доходов. Эта группа стран глубоко неоднородна. По абсолютным масштабам экономики среди них выделяется так называемая “большая семерка Юга” (КНР, Индия, Бразилия, Индонезия, Мексика, Республика Корея, Таиланд), а по уровню доходов на душу населения - сравнительно небольшая группа стран-экспортеров нефти и так называемых новых индустриальных стран (НИС). К последним чаще всего относят Республику Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур – “четыре азиатских тигра” или “дракона”; Малайзию, Таиланд, Мексику, Бразилию и Аргентину.

НИС Азии, взявшие на вооружение экспортно-ориентированную стратегию индустриализации, совершили впечатляющий экономический рывок1. Среди главных факторов их успеха - первостепенное внимание образованию, высокий уровень национальных сбережений, государственная политика содействия экономическому росту, ставка на международную промышленную специализацию и кооперацию. Азиатские НИС во многом повторили японскую хозяйственную модель, адаптировав многие хозяйственные методы Японии. Неслучайно экономисты сравнивают Восточную Азию с “летящей гусиной стаей”, где Япония играет роль вожака, за которым следуют НИС.

В то же время здесь несравненно большую роль, чем в Японии, сыграли зарубежные ТНК. Создание экспортного потенциала азиатских НИС обусловлено выходом ТНК за рамки национальных границ и активным перемещением из развитых стран в НИС трудо-, энерго- и материалоемких производств, а также выпуска массовой потребительской продукции, отработавшей свой жизненный ресурс в развитых странах2. Эти страны оказались для ТНК привлекательными прежде всего дешевизной рабочей силы и возможностью ее более интенсивного использования. Налажен выпуск самой разнообразной продукции – от товаров широкого потребления до компьютеров, сверхбольших интегральных схем, автомобилей, судов и самолетов3. Главной “визитной карточкой” азиатских НИС являются сейчас производство бытовой электроники и компьютерная индустрия4.

Произведенная в НИС Азии продукция идет, в первую очередь, на экспорт в промышленно развитые страны. По совокупной стоимости вывоза НИС Азии (вместе взятые) сейчас уступают в мире лишь США и Германии, причем доля промышленных изделий в их экспорте составляет от 71% (Таиланд) до 96% (Тайвань).

В самом конце 90-х г.г. большинство НИС Азии оказалось в эпицентре международного финансового кризиса. В наибольшей степени от него пострадали Таиланд и Республика Корея. Пошли разговоры о конце “азиатского экономического чуда”. Однако азиатские НИС продемонстрировали способность к быстрой экономической регенерации. После девальвации национальных валют и антикризисных мер, предпринятых правительствами совместно с МВФ, с 1999 г. там растет (хотя медленнее, чем до кризиса) реальный ВВП, наблюдается настоящий экспортный бум, восстанавливаются фондовые рынки, увеличиваются золотовалютные резервы, растут курсы валют по отношению к доллару США. В то же время кризис показал уязвимые места “азиатской модели” и поставил на повестку дня необходимость региональной экономической интеграции по типу ЕС. Без нее страны Восточной и Юго-Восточной Азии обречены на постоянное отставание на один шаг от “богатого Запада”, занимаясь массовым тиражированием уже отработанных технологий.

Латиноамериканские НИС, в отличие от азиатских, осуществляли индустриализацию через замещение импорта внутренним производством. Как и в случае с экспортно-ориентированной моделью индустриализации, важную роль в реализации этой стратегии играло государство. Оно определяло основные параметры и цели индустриализации, производило товары на предприятиях масштабного государственного сектора, развивало социальную и экономическую инфраструктуру, защищало молодые отрасли промышленности от зарубежных конкурентов путем введения торговых барьеров.

Однако национальная промышленность, сформировавшаяся в рамках импортозамещающей модели индустриализации, в итоге оказалась неэффективной и не позволила существенно сократить потребности в импорте промышленных товаров.

На другом полюсе развивающегося мира все более явственно проглядывает группа так называемых наименее развитых стран (НРС). Иногда эту деградирующую часть периферии называют “четвертым миром”. По нынешней классификации ООН к НРС относятся 48 государств Африки, Южной и Восточной Азии, Карибского бассейна, Ближнего Востока и Океании (такие, как Бангладеш, Мьянма, Танзания, Судан, Эфиопия). Общая численность населения НРС в конце XX века составляла 555 млн. чел. ВВП на душу населения в них не превышал 950 дол. США в год.

Доля промышленности в ВВП в “четвертом мире” в среднем 19%, сельского хозяйства (в основном натурального и полунатурального) – 37%. На протяжении большей части 90-х гг. темпы роста населения здесь превышали прирост производства продовольствия. Средняя ожидаемая продолжительность жизни – чуть больше 50 лет. Средний показатель грамотности взрослого населения в этой группе стран составляет всего 40%.

Развивающийся мир в целом продолжает существенно отставать по уровню развития от индустриально развитых стран Запада, образующих центр мирового хозяйства. Так, в 2000 г. развивающиеся страны по душевому ВВП уступали развитым в среднем в 7 раз. Этот разрыв сейчас несколько меньше, чем он был в 1970 г. (9,1:1 в пользу развитых стран). За этими усредненными данными, однако, стоит то обстоятельство, что реально сократить свое отставание от мирового экономического авангарда удалось только 14 развивающимся государствам, на долю которых в 1997 г. приходилось 37% населения и более 48% ВВП развивающегося мира. Большая же часть развивающего мира еще не завершила даже переход к индустриальному способу производства.

Примерно половина населения развивающихся стран все еще живет в условиях замкнутых экономик, не затронутых современными глобализационными процессами и достижениями современной цивилизации.

Среди причин отсталости развивающихся стран можно отметить их колониальное и зависимое прошлое, перенаселенность, низкий уровень технологии, многоукладность экономики, в которой огромные массы людей связаны с традиционным аграрным сектором хозяйства, воспроизводящим экономическую и социальную отсталость, специфику этносоциополитической структуры, а также характер взаимоотношений стран богатого “Севера” с отсталым “Югом”.

Преодоление разрыва между “Севером” и “Югом” займет длительный исторический период. По самым оптимистическим оценкам западных экономистов, возможность ликвидации существующего разрыва между развитыми и развивающимися странами может возникнуть лишь в середине XXI в. при условии значительного притока внешних ресурсов.

Именно в развивающихся странах наиболее острые формы принимают так называемые глобальные проблемы человечества - демографическая, продовольственная и др.

Почти четверть населения развивавшихся стран живет в абсолютной бедности. Абсолютная бедность – это неадекватное питание или вообще голод, плохое здоровье из-за необеспеченности медицинской помощью, отсутствие жилища или его полное несоответствие принятым стандартам, необеспеченность социальными услугами, практическая невозможность получить образование и т.д.

По оценкам, на конец 90-х гг. число голодающих и недоедающих в мире составляло 1-1,3 млрд. человек. Особенно велико их число в Африке, где они составляют почти 1/3 населения. От голода в развивающихся странах, в первую очередь, в Африке и Южной Азии, ежегодно умирают 13-18 млн. чел., т.е. 20 человек в минуту. Три четверти из них – дети.

До сих пор население нескольких десятков стран страдает от оспы; от малярии ежегодно умирает 8-9 млн. человек; периодически случаются вспышки холеры и даже чумы. Такое опаснейшее заболевание как СПИД в наибольшей степени затронуло развивающиеся страны, особенно Африку.

В конце XX века 39% взрослого населения развивающихся стран не умело ни читать, ни писать. В Африке к югу от Сахары, например, полностью неграмотны – 53% взрослых, на Ближнем Востоке и в Северной Африке – половина, в Южной Азии – 38%.

Разумеется, острота этих и других социально-экономических проблем неодинакова в разных государствах и регионах развивающегося мира, особенно неблагополучная обстановка сложилась в Африке и Южной Азии.

В 70-90-е гг. удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте промышленных изделий увеличился в 3,8 раза (с 5,6% в 1970 г. до 21,4% в 1996 г.), в том числе экспорте машинотехнической продукции – почти в 10 раз (с 2,1% до 20,6%). Это результат активного перемещения из развитых государств трудоинтенсивных производств текстильной, швейной, электронной и других отраслей обрабатывающей промышленности. Речь идет, прежде всего, о развитии экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленности в НИС, которые относятся скорее к полупериферии, чем к периферии мирового хозяйства. В 2002 г. более 85% экспорта промышленных изделий и более 84% экспорта машин и оборудования из развивающихся стран обеспечили всего 12 государств из более, чем 130.

Индустриальные страны Запада, оставив у себя НИОКР, наукоемкие отрасли промышленности и услуги, “передали” развивающимся странам “старые” отрасли (судостроение, производство стали, текстильную, швейную и обувную промышленность, производство некоторых потребительских товаров) и неквалифицированную работу по сборке полупроводниковых приборов и бытовой электронной аппаратуры.

В настоящее время, однако, низкая оплата труда сама по себе уже не может гарантировать сохранения конкурентоспособности промышленности развивающихся стран. В этих условиях удержать и упрочить свои позиции на мировом рынке могут только те экспортеры промышленных изделий, которые способны сочетать преимущества низкой оплаты труда с выборочным внедрением научно-технических достижений. Таким путем пошли НИС “первой волны” (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур), где разворачиваются собственные НИОКР, налажено производство сравнительно сложных изделий, требующих квалифицированного, более дорогостоящего труда.

Несмотря на серьезные хозяйственные достижения отдельных государств, большинство развивающихся стран сохраняет аграрно-сырьевую специализацию хозяйства и экспорта. На топливо, минералы и металлы, сельскохозяйственную продукцию приходилось более 70% экспорта Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки (без учета Мексики). В то же время из-за снижения материало- и энергоемкости производства в развитых странах Запада, создания там искусственных заменителей сырья (и продовольствия), принципиально новых конструкционных материалов доля поставок из развивающихся стран сырья и энергоресурсов в развитые капиталистические страны сократилась. Кроме того, в последние десятилетия нарастает тенденция падения мировых цен на сырье и роста цен на ввозимые развивающимися странами промышленные товары.

В результате развивающиеся страны недополучили значительные суммы экспортной выручки, что, в свою очередь, заметно уменьшило их возможности по импорту энергии, продовольствия, промышленных товаров, технологий и т.д. Особенно губительное воздействие падение мировых цен на сырье оказывает на страны с “монокультурной” экономикой, зависящих от экспорта немногих видов сырья, а то и одного-единственного.

Современная структура мирового хозяйства может также быть передана через понятия “центр”, “полупериферия” и “периферия”.

Центр МХ включает в себя развитые страны Запада.

К полупериферии можно отнести большинство стран с переходной экономикой. В нее входят и наиболее “продвинутые” развивающиеся государства – “новые индустриальные страны” (НИС).

В перспективе зона полупериферии будет и дальше расширяться - в нее может вписаться едва ли не преобладающая часть Латинской Америки, ряд стран Азии. В ближайшее время ряд стран полупериферии может войти в состав центра мирового хозяйства (Республика Корея, Тайвань, Сингапур, а также часть стран с переходными экономиками, прежде всего, Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Эстония).

По мере усиления в мировом хозяйстве интеграционных процессов страны полупериферии и периферии будут, по-видимому, группироваться вокруг тесно взаимодействующих центров мирового хозяйства (США - Канады, Объединенной Европы, Японии). Возможно и перерастание троецентрия в двоецентрие - Запад (Единая Европа) - Азиатско-Тихоокеанский регион (включая США). В любом случае эти центры не останутся замкнутыми группировками. Они будут сотрудничать и взаимодействовать, оказывая влияние на полупериферию и периферию, способствуя их модернизации.

Периферия мирового хозяйства включает в себя развивающиеся страны (кроме НИС).



ok-260-ok-340-episkop-kesarijskij-s-313-g-po-pravu-yavlyaetsya-podlinnim-rodonachalnikom-hristianskoj-istoriografii-i-otcom-cerkovnoj-istorii-tak-kak-ime-stranica-11.html
ok-5-ok-8-pk-20-pk-32-pk-52-pk-55-pk-56-vtoraya-chast-primernoj-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
ok-obshekulturnie-kompetencii-vipusknika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo.html
okakom-zakone-idet-rech-v-nashej-glave.html
okazanie-besplatnoj-yuridicheskoj-pomoshi-na-territorii-sverdlovskoj-oblasti.html
okazanie-pervoj-medicinskoj-pomoshi-osnovi-uhoda-za-bolnimi-kolichestvo-chasov-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/am-gorkij-uchebnoe-posobie-predislovie-k-uchebnomu-posobiyu-vozniknovenie-i-razvitie-russkoj-zhurnalistiki-v-xviii-veke.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sergej-gukasov-misli-o-gr-sav-skovorode-stranica-11.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statisticheskij-analiz-roznichnogo-tovarooborota-zapasov-i-oborachivaemosti-tovarov-chast-8.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-issledovatelskaya-deyatelnost-uchitelya-i-uchashihsya-v-usloviyah-profilnoj-napravlennosti-obucheniya.html
  • school.bystrickaya.ru/esli-mozhno-zastavit-pepelnicu-saditsya-i-vstavat-to-poverish-chto-zastavish-lyubogo-cheloveka-sdelat-chto-ugodno.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-v-otdel-yuridicheskoj-literaturi-maj-sentyabr-2009-g.html
  • testyi.bystrickaya.ru/51-betoni-metodicheskie-ukazaniya-k-izucheniyu-kursa-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-stroitelnih-specialnostej.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-i-mechnikova-25-aprelya-2006-g-stranica-13.html
  • turn.bystrickaya.ru/oficialno.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teplij-tip-recenzenti-e-v-gruzdova-kand-ped-nauk-rukovoditel-nauchno-metodicheskogo-otdela-ao-ippk-ro-n.html
  • desk.bystrickaya.ru/osobennosti-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta-po-kazahstanskim-standartam-stranica-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/srednevekovie-goroda-na-uchastke-velikogo-shelkovogo-puti-ot-taraza-do-aspari-07-00-06-arheologiya.html
  • control.bystrickaya.ru/biryukov-s-a-cifrovie-ustrojstva-na-mop-integralnih-shemah.html
  • znanie.bystrickaya.ru/66-sredstva-svyazi-generalnij-plan-municipalnoe-obrazovanie-gorod-orenburg-materiali-po-obosnovaniyu-materiali.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/ris-121-ortopedicheskaya-nevrologiya.html
  • education.bystrickaya.ru/2-vvedenie-programma-zhasil-damu-na-2010-2014-godi-astana-2010-god.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pozharobezopasnost-vipusk-12-iyun-2010g.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vbb3-po-kakvo-se-razlichava-bibliyata-ot-vsichki-ostanali-knigi-v-svetovnata-literatura.html
  • literature.bystrickaya.ru/d-n-laptev-i-dr-funkcionalnaya-diagnostika-2006-n-c-26-32.html
  • textbook.bystrickaya.ru/higher-education-in-the-usa-metodicheskie-ukazaniya-po-razvitiyu-navikov-ustnoj-i-pismennoj-rechi-dlya-studentov-mladshih.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vozniknovenie-filosofii-na-fone-mifa-stranica-18.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nebezpechn-situac-mirnogo-chasu-bezpeka-naselennya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-otchetno-vibornoj-kampanii-v-otrasli-energetiki.html
  • credit.bystrickaya.ru/plotini-betonnie-i-zhelezobetonnie-snip-06-06-85-stranica-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sizajcev-zasedanie-1.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-depovskomu-remontu-cv-587-ot-21-avgusta-1998-goda-gruzovie-vagoni-zheleznih-dorog-kolei-1520-mm.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/planirovanie-po-programme-pod-red-v-ya-korovinoj-koncentricheskaya-struktura.html
  • institute.bystrickaya.ru/filosofskie-motivi-v-lirike-as-pushkina-na-primere-3-4-stihotvorenij-po-viboru-ekzamenuemogo.html
  • control.bystrickaya.ru/bezkorpusnaya-germetizaciya-poluprovodnikovih-priborov-chast-17.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-metodi-ispolzovaniya-slova-i-sredstv-naglyadnogo-vozdejstviya-v-processe-fizicheskogo-vospitaniya.html
  • report.bystrickaya.ru/kliniko-instrumentalnaya-harakteristika-i-faktori-riska-formirovaniya-essencialnoj-arterialnoj-gipertenzii-u-podrostkov.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uroka-po-anglijskomu-yaziku-klass-10-forma-zashita-proekta-school-poster.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/linejnoe-raspredelenie-otvetov-na-voprosi-anketi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-uroka-kol.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-prakticheskih-zanyatij-po-intensivnoj-terapii-i-reanimatologii-dlya-studentov-y.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.